Секция: Формирование и развитие цифровой грамотности участников образовательного процесса (веб-сервисы в образовании/информационная компетентность участников образовательного процесса)
ИКТ и современные педагогические технологии в обучении
Молодушкина Екатерина Сергеевна
Учитель обществознания ГБОУ Гимназии №168 Центрального района Санкт-Петербурга
Современное образование испытывает растущую потребность в педагогических технологиях, применяющих эффективные способы обработки, передачи ученикам, сохранения и использования учебной информации. Одновременно с этим, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) к таким приоритетным задачам учителя (практически всех предметов, будем рассматривать более подробно на примере истории и обществознания), как формирование высокого уровня обществоведческих знаний и умений, добавляет задачи по развитию у учеников универсальных учебных действий (УУД). Предполагается, что применение современных электронных инструментов визуализации учебного материала может способствовать внедрению в школьный урок обществознания новых или адаптированных классических педагогических технологий, которые с одной стороны позволяют эффективно работать с информацией, с другой – вызывают у школьников внутреннюю познавательную активность и способствуют развитию УУД.
Современный школьник воспринимает информацию по-другому, вне зависимости от возрастных особенностей развития интеллекта: преобладает клиповое восприятия мира (Элвин Тоффлер, «Шок будущего», Наталья Валерьевна Азаренок «Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире»1) которое подразумевает другое освоение учебной информации, а также другие инструменты решения образовательных задач. Несомненно, учебник был и остается главным инструментом организации учебной деятельности, однако стоит остановиться на том, что клиповое мышление есть закономерная защитная реакция организма на обилие информации самого разного свойства. В настоящее время не вызывает сомнения, что наша цивилизация становится все в большей мере ориентированной на восприятие зрительных и звуковых образов, что, в свою очередь, приводит к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры книги как базового феномена, определившего тип цивилизации разума.
Рассматривая структуру урока по стандарту, вашему вниманию будет представлен обзор интернет-порталов, использование которых будет целесообразно на этапе закрепления или обобщения материала, поскольку на этапе изучения нового материала предпочтительны классические методы и технологии обучения.
Одним из инструментов (технологий) визуализации исторического материала являются так называемые «ленты времени». Современные компьютерные средства позволяют при описании отдельно взятой точки на ленте времени использовать неограниченное количество текста (в бумажных носителях ограничение текста было обусловлено недостаточным количеством места на страницах учебных пособий, использование изображений на ленте времени было крайне редким), а также изображения, видеоматериалы, ссылки на ресурсы сети Интернет. Каждое событие электронной ленты времени может быть отмечено на интерактивной карте. Кроме того, на электронной ленте времени может быть отмечено любое количество событий, информация о которых за счет масштабируемости отображения на экране, всегда будет доступна и наилучшим образом представлена ученику, как, например, в ленте времени по событиям Второй мировой войны (приложение 1)
Размести в правильной последовательности на ленте времени события, связанные с операциями второй мировой войны
Расположи отрывки текстов на ленте времени в той последовательности, в которой происходили указанные в них события:
А) …
Б) …
В) …
Найди ошибки на ленте времени…
Добавь на ленту времени недостающие события…
Составить самостоятельно ленту времени
Следующий интернет-портал, который может разнообразить формат обобщения и закрепления полученных знаний может стать сайт LearningApps.ru.
Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами(заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Есть большая коллекция работ, на русском языке встречаются только единичные материалы, поэтому можно рассчитывать только на свои работы. (приложение 2)
Следующее приложение, которому стоит уделить внимание, это Plickers. Мы привыкли к чёрно-белым квадратикам QR-кодов в рекламе, которая хочет отправить нас на какой-нибудь сайт за дальнейшей информацией, и в разной другой печатной продукции, пытающейся связать бумагу и интернет. Но, как оказалось, это не единственное их применение. Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы. (приложение 3)
Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Для контрольных тестов такая система, пожалуй, не годится, потому что ученики будут пытаться высмотреть ответы друг друга, но это отличное решения для получения мгновенного отклика от класса.
Стоит уделить внимание еще одному образовательному сервису по подготовке тестов ОГЭ и ЕГЭ (но это не обязательно, можно делать просто тематические тесты), который называется «Экзамер».
Во-первых, это отличная платформа для создания индивидуальных образовательных маршрутов: после вводного тестирования, «Экзамер» определяет ваши пробелы в знаниях, и предлагает варианты образовательного маршрута, который вы можете с учащимся дополнить разделами по собственному желанию.
Во-вторых, «экзамер» позволяет на малое количество времени сделать тест для учащихся, определяя модуль, по которому будут вопросы, уровень сложности и количество вопросов. Для того, чтобы отправить эту работу учащимся, необходимо лишь скопировать ссылку готового теста, после чего учащемся смогут на своих гаджетах открыть и пройти задание, указав свое ФИО (которое в последствии отражается на диагностике результатов у учителя на мониторе)
И последний сервис для закрепления полученных знаний – kahoot. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса.
При желании учитель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который представляет учитель со своего компьютера. Ученику удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты представлены геометрическими фигурами. (приложение 4)
Использование электронных средств обучения может способствовать эффективной организации современного урока по любому предмету. Созданные в соответствии с новейшими методическими подходами электронные средства могут обеспечивать эффективное управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся, индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения.
Приложение 1
Приложение 2

Приложение 3



Приложение 4

1 С.В. ДОКУКА Клиповое мышление как феномен информационного общества http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/05/1251193783/169-176-Dokuka.pdf электронный ресурс. Дата обращение 15.02.19