Белобородова О.А., Селянина Л.В.
г.Бирск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Для того чтобы научить учащихся ориентироваться в мире высоких технологий, требуется соответствующее оборудование, такое, как интерактивная доска. Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения.
Интерактивная доска - лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. А у сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации очень высока. Нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой, тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика.
Мы применяем возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе. Интерактивная доска позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа - вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса с появлением интерактивной доски.
Важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера.
Отсканировав страницу печатной тетради по математике, страницу прописей или любого учебника, например Букваря, мы выводим ее на экран доски. И глядя на доску, которая видна всем, ученик сразу видит место для работы в тетради, в учебнике, какой номер задания нужно выполнять, где надо писать, совпало ли его написание с правильным написанием учителя. И поэтому у нас нет необходимости подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку помогает ученику ориентироваться на тетрадном листе, когда начинается формирование навыка письма, усвоение правил единого орфографического режима, что особенно важно на уроках в 1 классе.
Анализировать текст или разбирать его, работать с отдельными предложениями на уроках русского языка помогают возможности интерактивной доски. При восстановлении деформированных предложений или текстов, используя возможность доски перемещать объекты, меняется порядок слов в предложении. Работая со словарными словами, с орфограммами и т.д. можно добиться максимальной наглядности.
На уроках окружающего мира интерактивная доска также незаменимый помощник. С ее помощью можно легко путешествовать по разным материкам и странам, рассматривать строение растений, изучать различие между животными, группировать объекты природы по определенным признакам и т.д.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. У них повышается концентрация внимания. Благодаря наглядной форме, дети быстро осваивают это техническое средство обучения, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. Или испытывают перед ним робость. Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Дети чаще поднимают руку, чтобы выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала.
В сочетании к интерактивной доске я использую цифровые образовательные ресурсы, но не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Сюда входят: электронные словари, электронные энциклопедии, электронные тренажеры, электронные учебники по предметам, видеофильмы (художественные, научно-популярные) и т.д.
К компьютеру и соответственно к интерактивной доске может быть подключён цифровой микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий, различных викторин, конкурсов, игр концертов и т.д.
Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса.
Преимущества использования интерактивной доски на уроке:
Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов;
экономия учебного времени; усиление наглядности и «яркости» обучения; укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых; повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале; развитие творческих способностей учащихся; разнообразие форм итогового контроля; расширение видов деятельности на уроке; возможность представить материал, который без интерактивной доски практически предоставить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео - иллюстративную информацию в систему.
Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать вывод о том, что применение интерактивной доски эффективно для развития личности ребенка, его социальных навыков. Особыми возможностями она обладает для активизации познавательных возможностей учащихся. От того, насколько эффективно будет организована учителем работа с применением данного средства, будет зависеть достижение образовательных целей каждым ребенком.