СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Использование мультимедийных технологий».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика работы с глухими и слабослышащими детьми, требует использования большего объема наглядного материала. С этой задачей учителю помогут справиться интерактивные технологи.

Мультимедийное оборудование дает возможность собирать воедино огромный объем информации, выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным. Все это  делает учебный материал более доступным для восприятия детей с нарушениями слуха и следовательно,  повышает эффективность обучения данной категории детей.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование мультимедийных технологий».»

Созаева Нина Солтан-Бековна,

сурдопедагог, учитель информатики и физики,

учитель высшей квалификационной категории


Использование мультимедийных технологий

в обучении произношению детей с нарушениями слуха

Мультимедиа - взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением  интерактивного программного обеспечения. 

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») - способность пользователя влиять на работу информационного средства.

Основные составляющие мультимедиа: текст, звук, графическое изображение, видеоизображение и анимация.










Специфика работы с глухими и слабослышащими детьми, требует использования большего объема наглядного материала. С этой задачей учителю помогут справиться интерактивные технологи.

Мультимедийное оборудование дает возможность собирать воедино огромный объем информации, выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным. Все это делает учебный материал более доступным для восприятия детей с нарушениями слуха и следовательно, повышает эффективность обучения данной категории детей.

В связи с потерей слуховых ощущений, зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Образный материал глухие школьники запоминают успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче.  (В.В.Синяк, М.М.Нудельман). Мультимедиа как диалоговая информационная технология помогает сделать статичный образный материал динамичным и увлекательным.

Мультимедийная презентация - это уникальный и самый современный, на сегодняшний день, способ представления информации. Основным отличием презентаций, от остальных способов представления информации, является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Например, проводимая на занятиях по развитию слухового восприятия и формирования произношения (РСВ и ФП) фонетическая зарядка может стать интерактивной, если ее сделать анимированной в программе Microsoft Office PowerPoint. Если занятие индивидуальное, достаточно использовать персональный компьютер, если занятие групповое, то очень удобно показать это упражнение, используя проектор и интерактивную доску.

Например, упражнение «Звуковая дорожка с буквой «с» (рис. 1).

Каждая буква движется, вращается, «оживает» тем самым привлекая внимание ребенка. И все это со звуковыми эффектами, т.е. одновременно развиваются речевые и слуховые возможности глухого ребенка.


Речь тесным образом связана с мышлением. Принято различать три вида мышления: наглядно-действенное (задача, данная в наглядной (рис.1) форме, решается при помощи действий), наглядно-образное (мышление оперирует наглядным материалом, а возникающие образы отражают индивидуальные черты объектов) и словесно-логическое (оперирует абстрактными понятиями).

Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами. В формировании словесно-логического мышления глухой ребенок резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. (В.А.Синяк, М.М.Нудельман.).

Для развития словесно-логического мышления необходимо развивать наглядно-схематическое мышление.

Используя возможности программы SmartBoard, электронным маркером или пальцем, разными цветами можно выполнять задания схематического характера прямо на доске - начертить, заштриховать на контурной карте (рис. 2), собрать схему (рис. 3), нарисовать уровень жидкости (рис. 4) и т.д. Выполнение заданий, таким образом, для детей оказываются гораздо привлекательнее.



(рис. 2)


(рис. 3) (рис. 4)


Наибольшие трудности, у детей с нарушениями слуха, наблюдаются в становлении таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и абстрагирование, конкретизация и обобщение, классификация.

При манипулировании предметами и их изображениями глухим детям легче связывать речевую модель с изобразительной. Слово начинает выполнять функцию понятия.


Например: «В розовый круг собери все круглые фигуры. В голубой круг собери все синие фигуры» (рис. 5). Часть экрана закрыта шторкой. Ребенок перемещает фигуры, а затем отодвигая пальцем шторку на интерактивной доске проверяет себя.


(рис. 5)


Глухие дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей, т.е. наблюдается нарушение причинно-следственных связей.

Они нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями.


Рационально использовать время на уроке и в тоже время сделать психологически привлекательными для детей проведения опроса, самостоятельной или контрольной работы, можно с помощью системы для голосования - интерактивной приставки Mimio (рис. 6).


(рис. 6)


Дети любят все необычное. Им интереснее выполнить контрольную или самостоятельную работу с использованием мультимедиа технологий, чем традиционно - на бумажном носителе.

Тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия в процессе оценки, исключая субъективизм преподавателя.

Для создания тестов существует большое количество редакторов тестов: TestMan, "МастерТест", UniTest System, Tester85, MyTest и др.

Любой учитель-предметник, имеющий базовый уровень пользователя ПК, сможет легко составить свои тесты  в этих программах и использовать их на уроках.

Приобретая навыки прохождения тестирования, учащиеся психологически подготавливаются к дальнейшим экзаменационным тестам.

Например, тестирование в редакторе тестов  MyTest (рис. 7,8)

(рис. 7) (рис. 8)


Учитель не тратит время на проверку и оценивание работ учащихся. Программа автоматически оценивает результаты тестирования, выдает количество набранных баллов из возможных, время начала и время окончания тестирования, результативность и оценку. И все это наглядно и сразу по окончании тестирования, учащийся сразу видит результат своей работы.

Оценочный этап урока можно доверить и самим детям.

Самооценка способствует самоорганизации глухого ребенка, формирует самосознание личности. Как только ребенок осознает себя как личность и видит себя с точки зрения других людей, он начинает лучше понимать поведение окружающих и свое собственное.

Дети с нарушениями слуха, обучающиеся в общеобразовательных школах, несмотря на успехи в приобретении учебных и социальных навыков, часто имеют заниженную самооценку. Ученики школ-интернатов имеют более высокую самооценку, т.к. глухие дети получают похвалу за меньшие достижения.

Замедленные темпы интеллектуального развития у глухих детей приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа. (Богданова Т.Г. Сурдопсихология, 2002)

Для повышения самоконтроля можно предложить глухим детям в конце занятия оценить свою работу традиционно – по 5-бальной шкале или в виде шкалы, на которой ребенок сможет передвигать пальчиком или электронным маркером любой анимированный персонаж. (рис. 9)

(рис. 9)


Если ребенок оценил свой труд на уроке завышено, то учителю выпадает хорошая возможность указать на ошибки в выполненных заданиях. Ребенок, чаще всего, изъявляет желание их тут же исправить, чтобы соответствовать выставленной самому себе оценке.

Важно формировать у ребенка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия.

От самооценки можно перейти к взаимооценке между учащимися. Взаимоконтроль повышает уровень внимания в целом, и к самому себе - в частности. Увидев ошибку в чужой работе, ребенок легче замечает свои ошибки.


Для уменьшения утомляемости на уроках необходимо соблюдать здоровесберегающий характер занятий: чередовать виды деятельности. Эффективность усвоения мультимедиа презентации или просмотренного видеофрагмента. Например, об агрегатных состояниях вещества будет выше, если дети встанут со своих мест и смоделируют движение молекул вещества при высокой, а затем, и при низкой температуре. Это будет и расслаблением для детей и закреплением изучаемой темы.


Важным элементом в образовании ребенка является самообразование. Глухие дети в большинстве своем не самостоятельны. Эту проблему поможет решить проектная деятельность, которая способствует процессу поиска и открытию нового. Ребенок строит свои знания сам, делает свои маленькие открытия, т.е. развивается креативное мышление.

Например, создание рефератов; выращивание кристалла медного купороса и создание с помощью web-камеры на компьютере фильма - видеодневника о том, как происходит рост кристалла, свои наблюдения и мысли по этому поводу. Или коллективный проект – создание интерактивных кроссвордов, которые в последствии будут использованы на уроках; ведение электронной газеты или колонки в электронной газете по темам, заданным учителем или выбранным самостоятельно. Дети учатся мыслить, следовательно, речь становится инструментом мышления.


Использование интерактивных технологий помогает развивать личность, способную к социальной адаптации, интеграции в обществе. Этому развитию способствуют мультимедийные приложения - обучающие видеофильмы, электронные учебники, энциклопедии, справочники, интерактивные курсы обучения по всевозможным предметам, тренажёры, др. 

Возможности в развитии, в самообразовании детей с нарушениями слуха становятся безграничными благодаря возможностям Интернета. Это участие в международных детских творческих онлайн-конкурсах, путешествия в онлайн-музеи мира, интерактивное путешествие по солнечной системе, посещение геоинформационного портала, где например, можно получить ответ на такой вопрос: «какой вы по счету человек на Земле?».


И все-таки, самым главным элементом успешного обучения глухих и слабослышащих детей во всем этом мультимедийном пространстве, остается интерактивность между учителем и учеником во время урока. Учитель должен быть режиссером урока, он должен виртуозно управлять всеми возможностями мультимедийного пространства и вовлекать ребенка в увлекательный мир познания.


Литература
  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология - М.: Владос, 1998 

  2. Багрова И.Г. и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – Сурдопедагогика - М.: Владос, 2004.

  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Владос, 2002.

  4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 1988

  5. Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим. – Киев, 1978.

  6. Розанова Т.В., Яшкова Н.В. Исследование личности с нарушением слуха - М.: Просвещение, 1981.

  7. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка - М.: Просвещение, 1975.

  8. http://www.global-gsd.com/mimio-vote.html

  9. http://planetolog.ru/map-world-big.php?id=KON&scheme=1

  10. http://forexaw.com/TERMs/Metal121313

  11. http://katerina-bushueva.ru/dir/interaktivnye_galerei_ehnciklopedii_katalogi/1

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!