СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование приёмов выразительного чтения в начальной школе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование приёмов выразительного чтения в начальной школе"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



Аннотация. Статья посвящена вопросам использования приёмов выразительного чтения текстов на уроках литературно чтения. Автор рассматривает основные приёмы и средства, которые используются для обучения младших школьников выразительному чтению.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО [1]. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В методике выделены основные качества чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

Столкнулись с проблемой: какие приёмы выразительного чтения способствуют формированию универсальных учебных познавательных действий? Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и формированием универсальных учебных познавательных действий и навыка выразительного чтения от класса к классу.

Как особый вид деятельности чтение представляет большие возможности для умственного, эстетического, речевого развития ребенка. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Современная методика рассматривает «навык чтения» как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому [2].









С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка, подбирая посильный для данного возраста учебный материал, используя различные методы и приёмы обучения. Разнообразные методы и приёмы обучения выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроках литературного чтения.

Традиционно в методике литературного чтения при обучении выразительному чтению используются следующие методы [3]:

1. Метод творческого чтения – чтение учителем художественного текста комментариями, беседа, постановка проблемы, творческие задания.

Данный метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже.

Для метода творческого чтения характерны следующие методические приёмы:

• чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение);

• беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений;

2. Метод объяснительного чтения – способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. Основателем метода был Ушинский К.Д. . Он требовал: «Чтобы дети при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». [4]

На уроках объяснительного чтения учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.

3.Метод воспитательного чтения – урок начинается с чтения произведения учителем, затем детям предоставляется возможность наметить план рассказа, после чего проводится урок-беседа.











Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает и работа над дикцией. [5]

Дикция – это основа четкости и разборчивости того, что мы говорим. Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к выразительному чтению. Поэтому, существуют приёмы – упражнения, которые помогут улучшить дикцию у младших школьников. Вот некоторые из них:

1. Правильное дыхание во время речи

Упражнение на дыхание (Попова. Е.Д.)

«Мыльные пузыри»



2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение на артикуляцию (Осипова С.В.)

«Улыбка»

3. Скороговорки

Упражнение (Демьянов И. И.)

Кукушка кукушонку купила капюшон



4. Чистоговорки.

Упражнение на дикцию (Исупова Е.А.)

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу

СУ – СУ – СУ - воздух свеженький в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко

дышать

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать


Использование в работе учителя рассмотренных выше методик, упражнений, приёмов, по нашему мнению, не только способствуют формированию универсальных учебных познавательных действий, а также помогает обучающимся лучше понять прочитанное, всесторонне осмыслить литературное произведение, получить удовлетворение от самого процесса выразительного чтения.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральное государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования – М.: ВАКО, 2022. –160 с.

  2. Работа над средствами выразительностями. [Электронный ресурс]. https://studopedia.ru/26_16208_rabota-nad-sredstvami-virazitelnosti.html

Дата обращения: 12.03.2025г.

  1. Основные методы и приёмы над выразительным чтением в начальных классах [Электронный ресурс]

https://solncesvet.ru/book_work/57888/

Дата обращения: 12.03.25г.

  1. Ушинский К.Д. и его последователи в развитии методики чтения [Электронный ресурс]. https://www.maam.ru/detskijsad/k-d-ushinskii-i-ego-posledovateli-v-razviti-metodiki-chtenija.html#:~:text=-%20К.%20Д.%20Ушинского%20требовал%2C,произведения%2C%20нарушает%20его%20эсте-тическое%20воздействие

Дата обращения: 12.03.2025г.

  1. Работа над дикцией в начальной школе.

[Электронный ресурс]. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/rabota-nad-diktsiiei-obuchaiushchikhsia-v-nachal-noi-shkolie

Дата обращения: 12.03.24г.