Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы»
Из опыта работы с детьми ОВЗ в начальной школе
В настоящее время с введением ФГОС актуальным становиться использование методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании.
Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, последовательность) существуют общепринятые правила коррекционной работы.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
Преподнесение материала, небольшими дозами, использование наглядности.
Поощрение за успехи, помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы.
Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления.
Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
Воздействие на все органы чувств;
Разнообразные виды деятельности;
Обращение к опыту ребенка;
Комфортные условия на уроке;
Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
Содружество учителя;
Задания малыми дозами;
Игра.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение – снова всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между изученным и новым. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.