СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья (из опыта работы) «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается опыт учителя, который использует технологии критического мышления  для   формирования грамотной, творческой, заинтересованной личности.   

Просмотр содержимого документа
«Статья (из опыта работы) «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»»

Активизация познавательной деятельности обучающихся для формирования естественнонаучной грамотности

Халимонова Елена Николаевна,

учитель биологии, высшая категория,

учитель-методист,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №94 г. Донецка»


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (из опыта работы)


Аннотация. В данной статье описывается опыт учителя, который использует технологии критического мышления для формирования грамотной, творческой, заинтересованной личности.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, заинтересованность, метапредметность, самостоятельность, творчество, практическое применение.

На современном этапе важное значение имеет воспитание людей, которые способны самостоятельно и творчески мыслить, которые имели бы возможность критически осмысливать факты и события современной действительности, информацию, идейно - политические течения, которые могли бы вносить новые идеи во все сферы жизни общества. Одной из причин недостаточного развития демократического общества состоит в том, что значительная часть людей не готова и не способна самостоятельно и критически осмысливать сложности реальной жизни. Большинство привыкли выполнять распоряжения, воспринимать готовую информацию, не анализируя её. Поэтому учителя решают задачу воспитать человека способного самостоятельно осмысливать явления окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу. Целиком понятно, что все эти качества должны закладываться с первых лет обучения в школе и затем продолжать развиваться на протяжении жизненного пути человека.

Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления.

Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющихся знаний. Необходимым является также развитие у обучающихся определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, умение выслушать других, найти совместные пути решения проблем.

Целью моего педагогического опыта является развитие критического мышления школьников, совершенствование умения мыслить, умозаключать, делать выводы, то есть формирование умственной культуры, которая характеризуется определенным уровнем развития мышления, овладением обобщенными приемами рассуждений, стремлением приобретать знания и умением применять их в незнакомых ситуациях.

В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

По мнению Л. С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [1, с. 72]

Основная цель моей деятельности как учителя - это помочь учащемуся почувствовать себя уверенным в процессе творческой, интересной, прежде всего, ему самому деятельности, развитие его коммуникативной компетенции, создание состояния комфорта на уроках.

Идея опыта состоит в создании оптимальных условий для развития умственных и творческих способностей учащихся на уроках природоведения и биологии, является основой для самопознания, саморазвития и самовыражения в будущем, средством формирования личности нового типа.

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие критического мышления – это значит:

- научить выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, выделять ошибки в рассуждениях;

-уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают истину;

-избегать категоричности в утверждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

- сортировать информацию с точки зрения её важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Технология критического мышления включает в себя индивидуальную, групповую, парную и коллективную деятельность и формируется с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся.

Чем хороша технология критического мышления? Она применима как для детей начальной школы, так и для учащихся средней и старшей школы, на любом уроке, и не требует дополнительных учебных пособий, а, наоборот, способствует максимальному использованию материала учебника, основываясь на осмысленном усвоении знаний, а не на механическом заучивании.

В перспективе есть возможность разрабатывать и усовершенствовать формы и методы работы на уроках, позволяющие задействовать все ведущие каналы восприятия информации учащимися. Именно в этом я вижу направления усовершенствования своей дальнейшей работы.

Инновационность идеи использования этой технологии на уроках я вижу в возможности реализации принципов:

  • детоцентризм (в центре деятельности находится ученик, у него есть возможность реализовать себя, почувствовать свой успех);

  • фасилитаторство (в процессе работы учитель не доминирует, он только наблюдает, направляет и помогает ученику при необходимости);

  • мотивированность деятельности (заинтересованность в самостоятельном и творческом выполнении задания);

  • метапредметность (возможность выполнения задания не только на основе знаний предмета биологии и непосредственной связи с другими предметами);

  • связь с реальной жизнью (изучение теоретического материала должно носить как познавательный характер, так и его практическое применение).

Данный опыт работы может быть рекомендован для творческого использования в практике работы не только учителей биологии. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Как только в своей педагогической деятельности я начала использовать приёмы технологии развития критического мышления, уроки стали более эмоциональными, деятельными и творческими, устанавливалась атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой комфортной обстановке ребенок спокоен, уверен в себе, а самое главное активизируется его мыслительная деятельность.

Ожидаемый результат – это развитие у учащихся естественного способа взаимодействия с идеями и информацией, критического её оценивания, осмысления и применения. Это разумный и взвешенный подход к принятию сложных решений. Это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.» Джон Дьюи [2, с. 12]

Параллельно происходит развитие их творческих способностей и дальнейшая самореализация через участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В своей работе использую компьютерные технологии (класс оборудован проектором, экраном, ноутбуком), которые повышают эффективность урока на разных его этапах.

Приёмы медиатеки: «Трафарет», «Экран», «Закладка» позволяют интересно проверить домашнее задание и прочнее закрепить изученный материал.

Игра «Пятеро на одного» - это приём, который создаёт проблемную ситуацию для введения учащихся в изучение нового материала.

Использование плей – карт даёт возможность учащимся понять сложные биологические процессы и закрепить новый материал на уроке.

Задания «Готовимся к ГИА»(8, 9, 10 классы) позволяют учащимся проверить уровень своих знаний в конце темы и наметить план самообразования.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Если сравнить три стадии урока критического мышления с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Так, например, в своей работе я использую следующие приемы:

«Мозговой штурм», «Многоуровневый опрос», «Метод предвидения», «Чтение текста с предвидением», «Работа над текстом с пометками», «Взаимные вопросы», «Взаимное обучение», «Оставь последнее слово за собой», «Предварительное управление», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубование», «Групповая дискуссия», «Кластеры», «Продвинутая лекция», «Эссе», «Ключевые термины», «Перепутанные логические цепочки», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.


Список литературы:

Книги

Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М. , 1999. — 352 с. [1, с. 72]

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской, под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Издание Товарищества «Мир», 1919. 202 с. [2, с. 12]

Пособия

Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Лорант Е. Методическая система «Развитие критического мышления в обучении разных предметов». Научно-методический центр «Интеллект»,1998. Пособия I-II (с. 70) , III-IV (с.104), V-VIII(с. 162).