Статья «Как самостоятельно повысить грамотность
по русскому языку»
Вы знали, что в русском языке содержится около полумиллиона слов? Такое разнообразие, а мы в повседневной жизни используем менее 1 % от этого числа. Но запомнить правильное написание даже 5 000 слов – уже проблема для большинства людей.
В современном мире обязательно нужно быть грамотным человеком. С помощью этого качества можно выстроить доверительные отношения с собеседниками, поддерживать свой имидж, устроиться на хорошую работу и т. д. Умение правильно писать и разговаривать нужно практически во всех сферах жизни.
Поэтому сегодня мы поговорим, как повысить грамотность по русскому языку детям и взрослым. Если вы решитесь следовать рекомендациям, описанным ниже, то помните, что ваш путь будет длинным. Это не одна-две недели, а намного дольше. Готовы к путешествию? Тогда начнем.
Под грамотностью понимается высокий уровень владения родным языком, т. е. человек должен уметь выражаться устно и письменно без грамматических, орфографических, стилистических, речевых, орфоэпических и других видов ошибок. Повышая грамотность, человек расширяет границы собственных возможностей.
Однако принято считать, что в последнее время всеобщая грамотность падает. Почему в век, когда у человека под рукой есть все средства для улучшения навыков, он деградирует?
Над этим вопросом ломали головы филологи, лингвисты, социологи и другие ученые. В результате были сделаны выводы о возможных причинах безграмотности. Разберем их.
Последствия реформы
Первая причина, которая стала “почвой” для распространения безграмотности среди современных людей, дала ростки еще в 1918 году. В это время была проведена реформа, в результате которой из русского языка исчезли некоторые буквы, а также поменялась часть правил.
Народу, привыкшему к определенным нормам, было сложно перестроиться. Их не брали на работу, не выдавали дипломы и другими способами наказывали за ошибки. А ведь совсем недавно “правильное” было “неправильным”.
У реформы была благородная цель – облегчить населению путь к грамотности. Однако люди решили, что писать и разговаривать правильно – занятие неважное и даже ненужное. С этой мыслью население России вступило в новый век.
Отсутствие желания читать
Не зря нам с детства говорят о том, как важно читать книги. Но сплошь и рядом люди, которые этого не делают. Самое страшное, что данный факт касается не только детей и подростков, но и взрослых. Более того, некоторые личности, в том числе и публичные, с гордостью заявляют, что в своей жизни прочитали не больше 5 книг.
Также могут подрывать авторитет книг и родители. Они заставляют своих детей читать через силу, тогда как их самих с книгой в руках не увидишь, а ведь воспитывать нужно своим примером. Вот так и получается, что поколение за поколением привычка читать вырождается.
Распространена и другая ситуация. Люди выбирают не книги, а литературную макулатуру. Это произведения, в которых точно не найдешь грамотно написанной речи.
Интернет-общение
Посмотрите на свои сообщения в социальных сетях. Насколько правильно вы пишете? Используете ли сокращения и сленг, например, “щас”, “кринж”, “жиза”, “лол”, “спс”, “лс” и другие? Не коверкаете ли специально слова, потому что так якобы прикольнее?
Ставите ли все запятые или считаете, что это пустая трата времени? Уверены ли, что если, не дай бог, в конце предложения точку поставить, то собеседник точно решит, что разговор стал чересчур серьезным?
Все эти ошибки постепенно переносятся из личных сообщений в официальную речь.
Ухудшение уровня подготовки в школах и вузах
Педагоги в большинстве своем не пытаются привить ученикам и студентам любовь к русскому языку. Все сводится к автоматическому написанию, зазубриванию правил без понимания их смысла и нежеланию детей и подростков осваивать основы грамматики, пунктуации, орфоэпии и пр.
Способы повышения грамотности
Каждый из перечисленных ниже методов по-своему эффективен и интересен. Можно их внедрять по отдельности или комплексно, все зависит от ваших целей. Поэтому сначала определитесь, какой именно пробел вам нужно заполнить. Эти советы подойдут и взрослым, и детям.
У вас “хромает” пунктуация? Или вы никак не можете запомнить, как произносятся “тОрты” или “тортЫ”, “звОнит” или “звонИт” и прочие коварные слова? А может, вы не знаете, когда нужно писать “ться”, а когда “тся”?
Какой бы ни была ваша проблема, ее нужно обязательно выявить, чтобы знать, что именно подтянуть: орфографию, пунктуацию, стилистику или что-то другое.
Чтение книг - это первый и один из самых эффективных способов повышения уровня грамотности. Чтение развивает зрительную и слуховую память, а также помогает:
запоминать, как пишутся слова и выражения;
правильно строить предложения;
“чувствовать” стилистику;
пополнять словарный запас;
расширять кругозор;
видеть сочетаемость слов;
развивать красноречие;
повышать эрудированность;
запоминать, как и где нужно расставлять знаки препинания .
Но не пойдет читать лишь бы что-нибудь. Журналы, новостная лента, посты в социальных сетях или записи на форумах никак вам не помогут. Для развития речи, как устной, так и письменной, я рекомендую читать классическую литературу.
Вспомните школьные годы: Лермонтова, Толстого, Пушкина, Чехова, Достоевского, Булгакова – все это примеры авторов, произведения которых обогатят вашу речь. А если вам больше по душе зарубежная классика, то почитайте Дюма, Ремарка, Остин, Гюго и пр.
Выбирайте, какой жанр вам по вкусу: любите фэнтези – берите произведения Толкиена, жаждите приключений – почитайте “Графа Монте-Кристо” или “Робинзона Крузо”, не можете жить без романтики и драмы – возьмите “Грозу” или “Гранатовый браслет”, нравятся произведения в стихах – наслаждайтесь “Евгением Онегиным” или “Горем от ума”.
Можно, конечно, читать и современников, но их произведения нужно тщательно выбирать, чтобы процесс был не только интересным, но и полезным.
Также советую обратить внимание на профессиональную литературу. Она поможет обогатить речь специализированными терминами и расширить кругозор. Можно читать доклады, рефераты, диссертации и другие научные работы.
Кроме того, есть книги, вышедшие из-под пера людей, которые профессионально занимаются редактурой, корректурой и писательством. В пример могу привести “50 приемов письма” Р. Кларка, “Как писать хорошо” У. Зинсера, “Слово живое и мертвое” Н. Галь, “Как писать книги” С. Кинга, “Дзен в искусстве написания книг” Р. Брэдбери.
Выбирая книги, учитывайте ваш возраст или возраст вашего ребенка. Для малышей лучше читать что-то попроще, чтобы они понимали смысл прочитанного. Также полезно расспрашивать детей о том, кто был главным героем, где он жил, с кем дружил, как закончилась книга, что хотел сказать автор и т. д. Ответы должны быть полными и логичными, не односложными.
Помимо того, что именно читать, важно разобраться, как это делать. Если вы хотите повысить свою грамотность, то читайте вслух. Можно и шепотом, но только не про себя. Чтение вслух развивает слуховую память, помогает эффективнее запоминать написание слов, улучшает дикцию, расширяет словарный запас и даже позволяет перенять некоторые особенности стиля автора.
Можно использовать специальную технику чтения. Это так называемое орфографическое или побуквенное чтение, суть которого заключается в произношении слов так, как написано в тексте, а не как мы привыкли их говорить.
При чтении вслух обязательно нужно соблюдать интонацию и делать нужные паузы, которые соответствуют знакам препинания. Также важно правильно расставлять ударения. Если не знаете, как именно произносится то или иное слово, посмотрите в интернете или в словаре.
Ежедневное чтение даст результаты уже через пару недель, а через месяц вы заметите значительный прогресс. Достаточно уделять книгам 20 минут в день.
Запоминание правил
Перед тем как приступить к изучению правил, сначала надо научиться определять члены предложения, части речи и морфемы слов. Когда вы с легкостью сможете сказать, где находится суффикс и где приставка, находить сказуемое и дополнение, а также без труда различать причастие и деепричастие, тогда учить правила станет намного легче.
И нет, зазубривать их не нужно, ведь есть способ намного более эффективный. Правила нужно внимательно прочитать и понять их суть. При этом не должна на фоне играть музыка или шуметь телевизор. Только тишина и полная сосредоточенность.
Дальше переходите к примерам, где наглядно видно использование правил, если есть схемы, изучите и их. И останется только на практике закрепить полученные знания.
Ни в коем случае не избегайте практики. Ведь важно не только знать правила, но и уметь их применять. Можно самостоятельно придумать слова и предложения, связанные с изученными правилами. Полезным будет выполнение упражнений и тестирований.
Эффективнее всего учить одно правило в день, можно и через день, если правила сложные. Например, уделите 10–15 минут правилу написания суффиксов -ек- и -ик- в существительных. Выучите, попрактикуйтесь, а на следующий день все заново повторите. Послезавтра уже можно переходить к новому правилу.
Работа со словарями
Про словари я уже упоминала не раз. При любых затруднениях, например, вы не знаете, как пишется слово, что оно означает или как произносится, заглядывайте в словарь. Пользоваться этими источниками информации нужно систематически. Со временем вы будете пользоваться словарями все реже.
Лучшими работами являются книги Д. Ушакова, Д. Розенталя, М. Климовой, В. Руднева, М. Штудинера и др.
Даже человек, считающий себя достаточно грамотным, иногда может ошибаться или не знать написание того или иного слова, особенно если оно относится к определенной сфере деятельности или просто очень длинное и сложное. Например, “диспропорциональность”, “окказионализм” или “ротмистрство” не каждый сможет правильно написать с первого раза.
Запоминать все сложные слова не нужно. Если вы не используете в повседневности термин “фиброэзофагогастродуоденоскопия”, то и мучиться, чтобы заучить его правильное написание, постановку ударения и лексическое значение, не имеет смысла. Вместо этого выпишите слова, которые постоянно используете и часто делаете ошибки, и сосредоточьтесь на них.
Как я уже писала, можно создать собственный словарь и периодически его пополнять.
Итак, подытожим. Для того чтобы повысить собственную грамотность, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
-Читать, в особенности классическую литературу и книги по русскому языку от экспертов.
-Слушать аудиокниги, обращая внимание на стиль, интонацию, паузы и ударения в словах.
-Ежедневно писать небольшие тексты и проводить работу над ошибками.
-Пользоваться онлайн-сервисами и инструментами для тестирований, проверки орфографии и пунктуации, поиска лексических значений, синонимов, антонимов, ассоциаций.
-Систематически учить новые правила.
-Играть в обучающие игры, разгадывать кроссворды, решать головоломки и ребусы.
-Чаще заглядывать в словарь, сделать собственный мини-сборник с самыми употребляемыми словами.
Если выполнять пусть и не все, а хотя бы некоторые из этих советов, то вы через пару-тройку недель заметите очевидный прогресс. Но внедряйте новые полезные привычки постоянно. Пусть вы будете заниматься или читать всего по 10–15 минут, но каждый день.
Всего доброго и удачи!
Статья «Как самостоятельно повысить грамотность
по русскому языку»
Вы знали, что в русском языке содержится около полумиллиона слов? Такое разнообразие, а мы в повседневной жизни используем менее 1 % от этого числа. Но запомнить правильное написание даже 5 000 слов – уже проблема для большинства людей.
В современном мире обязательно нужно быть грамотным человеком. С помощью этого качества можно выстроить доверительные отношения с собеседниками, поддерживать свой имидж, устроиться на хорошую работу и т. д. Умение правильно писать и разговаривать нужно практически во всех сферах жизни.
Поэтому сегодня мы поговорим, как повысить грамотность по русскому языку детям и взрослым. Если вы решитесь следовать рекомендациям, описанным ниже, то помните, что ваш путь будет длинным. Это не одна-две недели, а намного дольше. Готовы к путешествию? Тогда начнем.
Под грамотностью понимается высокий уровень владения родным языком, т. е. человек должен уметь выражаться устно и письменно без грамматических, орфографических, стилистических, речевых, орфоэпических и других видов ошибок. Повышая грамотность, человек расширяет границы собственных возможностей.
Однако принято считать, что в последнее время всеобщая грамотность падает. Почему в век, когда у человека под рукой есть все средства для улучшения навыков, он деградирует?
Над этим вопросом ломали головы филологи, лингвисты, социологи и другие ученые. В результате были сделаны выводы о возможных причинах безграмотности. Разберем их.
Последствия реформы
Первая причина, которая стала “почвой” для распространения безграмотности среди современных людей, дала ростки еще в 1918 году. В это время была проведена реформа, в результате которой из русского языка исчезли некоторые буквы, а также поменялась часть правил.
Народу, привыкшему к определенным нормам, было сложно перестроиться. Их не брали на работу, не выдавали дипломы и другими способами наказывали за ошибки. А ведь совсем недавно “правильное” было “неправильным”.
У реформы была благородная цель – облегчить населению путь к грамотности. Однако люди решили, что писать и разговаривать правильно – занятие неважное и даже ненужное. С этой мыслью население России вступило в новый век.
Отсутствие желания читать
Не зря нам с детства говорят о том, как важно читать книги. Но сплошь и рядом люди, которые этого не делают. Самое страшное, что данный факт касается не только детей и подростков, но и взрослых. Более того, некоторые личности, в том числе и публичные, с гордостью заявляют, что в своей жизни прочитали не больше 5 книг.
Также могут подрывать авторитет книг и родители. Они заставляют своих детей читать через силу, тогда как их самих с книгой в руках не увидишь, а ведь воспитывать нужно своим примером. Вот так и получается, что поколение за поколением привычка читать вырождается.
Распространена и другая ситуация. Люди выбирают не книги, а литературную макулатуру. Это произведения, в которых точно не найдешь грамотно написанной речи.
Интернет-общение
Посмотрите на свои сообщения в социальных сетях. Насколько правильно вы пишете? Используете ли сокращения и сленг, например, “щас”, “кринж”, “жиза”, “лол”, “спс”, “лс” и другие? Не коверкаете ли специально слова, потому что так якобы прикольнее?
Ставите ли все запятые или считаете, что это пустая трата времени? Уверены ли, что если, не дай бог, в конце предложения точку поставить, то собеседник точно решит, что разговор стал чересчур серьезным?
Все эти ошибки постепенно переносятся из личных сообщений в официальную речь.
Ухудшение уровня подготовки в школах и вузах
Педагоги в большинстве своем не пытаются привить ученикам и студентам любовь к русскому языку. Все сводится к автоматическому написанию, зазубриванию правил без понимания их смысла и нежеланию детей и подростков осваивать основы грамматики, пунктуации, орфоэпии и пр.
Способы повышения грамотности
Каждый из перечисленных ниже методов по-своему эффективен и интересен. Можно их внедрять по отдельности или комплексно, все зависит от ваших целей. Поэтому сначала определитесь, какой именно пробел вам нужно заполнить. Эти советы подойдут и взрослым, и детям.
У вас “хромает” пунктуация? Или вы никак не можете запомнить, как произносятся “тОрты” или “тортЫ”, “звОнит” или “звонИт” и прочие коварные слова? А может, вы не знаете, когда нужно писать “ться”, а когда “тся”?
Какой бы ни была ваша проблема, ее нужно обязательно выявить, чтобы знать, что именно подтянуть: орфографию, пунктуацию, стилистику или что-то другое.
Чтение книг - это первый и один из самых эффективных способов повышения уровня грамотности. Чтение развивает зрительную и слуховую память, а также помогает:
запоминать, как пишутся слова и выражения;
правильно строить предложения;
“чувствовать” стилистику;
пополнять словарный запас;
расширять кругозор;
видеть сочетаемость слов;
развивать красноречие;
повышать эрудированность;
запоминать, как и где нужно расставлять знаки препинания .
Но не пойдет читать лишь бы что-нибудь. Журналы, новостная лента, посты в социальных сетях или записи на форумах никак вам не помогут. Для развития речи, как устной, так и письменной, я рекомендую читать классическую литературу.
Вспомните школьные годы: Лермонтова, Толстого, Пушкина, Чехова, Достоевского, Булгакова – все это примеры авторов, произведения которых обогатят вашу речь. А если вам больше по душе зарубежная классика, то почитайте Дюма, Ремарка, Остин, Гюго и пр.
Выбирайте, какой жанр вам по вкусу: любите фэнтези – берите произведения Толкиена, жаждите приключений – почитайте “Графа Монте-Кристо” или “Робинзона Крузо”, не можете жить без романтики и драмы – возьмите “Грозу” или “Гранатовый браслет”, нравятся произведения в стихах – наслаждайтесь “Евгением Онегиным” или “Горем от ума”.
Можно, конечно, читать и современников, но их произведения нужно тщательно выбирать, чтобы процесс был не только интересным, но и полезным.
Также советую обратить внимание на профессиональную литературу. Она поможет обогатить речь специализированными терминами и расширить кругозор. Можно читать доклады, рефераты, диссертации и другие научные работы.
Кроме того, есть книги, вышедшие из-под пера людей, которые профессионально занимаются редактурой, корректурой и писательством. В пример могу привести “50 приемов письма” Р. Кларка, “Как писать хорошо” У. Зинсера, “Слово живое и мертвое” Н. Галь, “Как писать книги” С. Кинга, “Дзен в искусстве написания книг” Р. Брэдбери.
Выбирая книги, учитывайте ваш возраст или возраст вашего ребенка. Для малышей лучше читать что-то попроще, чтобы они понимали смысл прочитанного. Также полезно расспрашивать детей о том, кто был главным героем, где он жил, с кем дружил, как закончилась книга, что хотел сказать автор и т. д. Ответы должны быть полными и логичными, не односложными.
Помимо того, что именно читать, важно разобраться, как это делать. Если вы хотите повысить свою грамотность, то читайте вслух. Можно и шепотом, но только не про себя. Чтение вслух развивает слуховую память, помогает эффективнее запоминать написание слов, улучшает дикцию, расширяет словарный запас и даже позволяет перенять некоторые особенности стиля автора.
Можно использовать специальную технику чтения. Это так называемое орфографическое или побуквенное чтение, суть которого заключается в произношении слов так, как написано в тексте, а не как мы привыкли их говорить.
При чтении вслух обязательно нужно соблюдать интонацию и делать нужные паузы, которые соответствуют знакам препинания. Также важно правильно расставлять ударения. Если не знаете, как именно произносится то или иное слово, посмотрите в интернете или в словаре.
Ежедневное чтение даст результаты уже через пару недель, а через месяц вы заметите значительный прогресс. Достаточно уделять книгам 20 минут в день.
Запоминание правил
Перед тем как приступить к изучению правил, сначала надо научиться определять члены предложения, части речи и морфемы слов. Когда вы с легкостью сможете сказать, где находится суффикс и где приставка, находить сказуемое и дополнение, а также без труда различать причастие и деепричастие, тогда учить правила станет намного легче.
И нет, зазубривать их не нужно, ведь есть способ намного более эффективный. Правила нужно внимательно прочитать и понять их суть. При этом не должна на фоне играть музыка или шуметь телевизор. Только тишина и полная сосредоточенность.
Дальше переходите к примерам, где наглядно видно использование правил, если есть схемы, изучите и их. И останется только на практике закрепить полученные знания.
Ни в коем случае не избегайте практики. Ведь важно не только знать правила, но и уметь их применять. Можно самостоятельно придумать слова и предложения, связанные с изученными правилами. Полезным будет выполнение упражнений и тестирований.
Эффективнее всего учить одно правило в день, можно и через день, если правила сложные. Например, уделите 10–15 минут правилу написания суффиксов -ек- и -ик- в существительных. Выучите, попрактикуйтесь, а на следующий день все заново повторите. Послезавтра уже можно переходить к новому правилу.
Работа со словарями
Про словари я уже упоминала не раз. При любых затруднениях, например, вы не знаете, как пишется слово, что оно означает или как произносится, заглядывайте в словарь. Пользоваться этими источниками информации нужно систематически. Со временем вы будете пользоваться словарями все реже.
Лучшими работами являются книги Д. Ушакова, Д. Розенталя, М. Климовой, В. Руднева, М. Штудинера и др.
Даже человек, считающий себя достаточно грамотным, иногда может ошибаться или не знать написание того или иного слова, особенно если оно относится к определенной сфере деятельности или просто очень длинное и сложное. Например, “диспропорциональность”, “окказионализм” или “ротмистрство” не каждый сможет правильно написать с первого раза.
Запоминать все сложные слова не нужно. Если вы не используете в повседневности термин “фиброэзофагогастродуоденоскопия”, то и мучиться, чтобы заучить его правильное написание, постановку ударения и лексическое значение, не имеет смысла. Вместо этого выпишите слова, которые постоянно используете и часто делаете ошибки, и сосредоточьтесь на них.
Как я уже писала, можно создать собственный словарь и периодически его пополнять.
Итак, подытожим. Для того чтобы повысить собственную грамотность, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
-Читать, в особенности классическую литературу и книги по русскому языку от экспертов.
-Слушать аудиокниги, обращая внимание на стиль, интонацию, паузы и ударения в словах.
-Ежедневно писать небольшие тексты и проводить работу над ошибками.
-Пользоваться онлайн-сервисами и инструментами для тестирований, проверки орфографии и пунктуации, поиска лексических значений, синонимов, антонимов, ассоциаций.
-Систематически учить новые правила.
-Играть в обучающие игры, разгадывать кроссворды, решать головоломки и ребусы.
-Чаще заглядывать в словарь, сделать собственный мини-сборник с самыми употребляемыми словами.
Если выполнять пусть и не все, а хотя бы некоторые из этих советов, то вы через пару-тройку недель заметите очевидный прогресс. Но внедряйте новые полезные привычки постоянно. Пусть вы будете заниматься или читать всего по 10–15 минут, но каждый день.
Всего доброго и удачи!