Компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с
использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», в данном случае, не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен»
т.е. «умеет делать». Характеризуя сущностные признаки компетентности человека, следует иметь в виду, что они:
- постоянно изменяются;
- ориентированы на будущее
- имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;
- проявляются в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки Себя в конкретной ситуации;
- связаны с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность. Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции
образовательного стандарта и прямо связан с переходом – в конструировании содержания образования и систем контроля его качества – на систему ключевых компетенций. На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации компетенций учащихся. Рассмотрим один из таких подходов. Хуторской А.В. предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:
- ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Ключевые и общепредметные компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или предметной компетенции) и обнаруживается в личностно значимой деятельности. Нельзя выявить непроявленную компетентность. К общепредметным компетенциям, формируемым, например, в образовательной области «Естествознание», относятся способности решать проблемы, требующие применения различных фактов или соответствующих понятий из различных разделов естествознания, а также понимание обобщенных естественнонаучных понятий и подходов, использование понятий и методов из других образовательных областей (например, «Математика»). Общепредметные компетенции должны обладать свойством переноса в другие предметы или образовательные области. Предметные компетенции связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета. В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников, должны войти информационная, социально-правовая, и коммуникативная компетенции. В структуре ключевых компетенций, по мнению разработчиков проекта модернизации общего образования, должны быть представлены: - компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знания из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в т.ч. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); - компетенции в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.) - компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору
путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность. В каждой из принятых ключевых компетентностей возможно выделение трех основных составляющих, подлежащих оценке: знания и умения в овладении основными понятиями и процедурами данной сферы; ситуационное поведение, обуславливающее
корректные действия человека при возникновении тех или иных ситуаций; способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций, в том числе самого себя как действующего участника ситуаций (рефлексивная составляющая деятельности). Отдельно будет необходимо оценивать сугубо индивидуальный творческий компонент. В этом случае предполагается фиксировать индивидуальные результаты отдельной строкой в документах, выдаваемых выпускнику общеобразовательного учреждения, где указываются творческие успехи.
Разберём на примере общепредметные компетенции. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например, умение определять понятия (на уроке русского языка», «Безударные гласные» создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.