СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Лингвистический текст на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены приемы работы с лингвистическим текстом на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Статья "Лингвистический текст на уроках русского языка"»











Лингвистический текст на уроках русского языка







































На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами самостоятельной работы с учебником , умением самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею.

В обучении самостоятельному приобретению знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

  1. понимание лингвистического текста ( умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи);

  2. самостоятельная постановка вопросов, самопроверка и взаимоконтроль;

  3. свертывание лингвистической информации до ключевых слов и развертывание ее до полного объема;

  4. выявление внутрипредметных связей языковых единиц;

  5. пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, сопоставление его с текстом учебника.

Выделенные этапы могут стать основной организации индивидуального или дифференцированного обучения. В этом случае учитель позволяет каждому из учеников начать с посильного для него этапа работы с определением или правилом. В первоначальной подготовке к самостоятельной работе с текстом учебника нуждаются все ученики.

На первых этапах происходит предварительное ознакомление с текстом учебника. Сначала учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на материал учебника; затем - на те же вопросы, предъявляемые в измененной последовательности, - без опоры на учебник; самостоятельно формулируют определения по памяти. Самоконтроль с помощью учебника или взаимоконтроль предшествуют окончательному полному и точному воспроизведению правила по памяти.

Формирование приемов работы с лингвистическим текстом может быть начато с параграфа, посвященного самостоятельным и служебным частям речи. Дети читают определение самостоятельных частей речи, затем анализируют его, отвечая на вопросы учителя:

  1. Самостоятельные части речи – это…

( Закончить предложение учащиеся смогут в том случае, если материал для наблюдения хорошо усвоен.)

  1. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие: а) предметы, б) признаки, в) действия, г) количество?

  2. Какие части речи ты знаешь?

  3. Каким членом предложения может быть: а) имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, б) глагол, в) наречие?

  4. Как ты узнаешь, что имя существительное употреблено в роли: а) подлежащего, б) дополнения, в) обстоятельства?

  5. Почему эти слова называются самостоятельными частями речи?

  6. Почему в одну группу включено имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, а в другую наречие?

  7. Как называются слова первой группы? Как называются слова второй группы?

В качестве домашнего задания детям предлагается сформулировать вопросы по тексту учебника. Такая работа обеспечит осознанное и глубокое овладение теоретическим материалом. Учащимся придется создавать вопросы заново: на уроке они искали ответы, извлекали из памяти необходимую лингвистическую информацию; на то , как формулируются вопросы внимания не обращали. Интерес и желание тщательно выполнить это задание могут быть подкреплены такой установкой преподавателя: «Отвечать каждому придется только на те вопросы, которые он не сумел придумать». Подобная работа важна, ибо основным приемом самостоятельной работы по осмыслению текста является постановка читателем перед собой вопроса и нахождение ответа на него.

При таком способе обучения повышается роль самостоятельной работы учащихся, обеспечивается индивидуальный подход к ученикам, воспитывается внимание, аккуратность в работе, ответственность за принятое решение, выверенность практических действий, постоянный самоконтроль. Обнаружатся резервы в обучении не только русскому языку, но и другим предметам, так как приемы самостоятельной работы с текстом, обеспечивающие его понимание, вырабатывают обобщенные, общеучебные умения.