Лингвистический текст на уроках русского языка
На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами самостоятельной работы с учебником , умением самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею.
В обучении самостоятельному приобретению знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:
понимание лингвистического текста ( умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи);
самостоятельная постановка вопросов, самопроверка и взаимоконтроль;
свертывание лингвистической информации до ключевых слов и развертывание ее до полного объема;
выявление внутрипредметных связей языковых единиц;
пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, сопоставление его с текстом учебника.
Выделенные этапы могут стать основной организации индивидуального или дифференцированного обучения. В этом случае учитель позволяет каждому из учеников начать с посильного для него этапа работы с определением или правилом. В первоначальной подготовке к самостоятельной работе с текстом учебника нуждаются все ученики.
На первых этапах происходит предварительное ознакомление с текстом учебника. Сначала учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на материал учебника; затем - на те же вопросы, предъявляемые в измененной последовательности, - без опоры на учебник; самостоятельно формулируют определения по памяти. Самоконтроль с помощью учебника или взаимоконтроль предшествуют окончательному полному и точному воспроизведению правила по памяти.
Формирование приемов работы с лингвистическим текстом может быть начато с параграфа, посвященного самостоятельным и служебным частям речи. Дети читают определение самостоятельных частей речи, затем анализируют его, отвечая на вопросы учителя:
Самостоятельные части речи – это…
( Закончить предложение учащиеся смогут в том случае, если материал для наблюдения хорошо усвоен.)
На какие вопросы отвечают слова, обозначающие: а) предметы, б) признаки, в) действия, г) количество?
Какие части речи ты знаешь?
Каким членом предложения может быть: а) имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, б) глагол, в) наречие?
Как ты узнаешь, что имя существительное употреблено в роли: а) подлежащего, б) дополнения, в) обстоятельства?
Почему эти слова называются самостоятельными частями речи?
Почему в одну группу включено имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, а в другую наречие?
Как называются слова первой группы? Как называются слова второй группы?
В качестве домашнего задания детям предлагается сформулировать вопросы по тексту учебника. Такая работа обеспечит осознанное и глубокое овладение теоретическим материалом. Учащимся придется создавать вопросы заново: на уроке они искали ответы, извлекали из памяти необходимую лингвистическую информацию; на то , как формулируются вопросы внимания не обращали. Интерес и желание тщательно выполнить это задание могут быть подкреплены такой установкой преподавателя: «Отвечать каждому придется только на те вопросы, которые он не сумел придумать». Подобная работа важна, ибо основным приемом самостоятельной работы по осмыслению текста является постановка читателем перед собой вопроса и нахождение ответа на него.
При таком способе обучения повышается роль самостоятельной работы учащихся, обеспечивается индивидуальный подход к ученикам, воспитывается внимание, аккуратность в работе, ответственность за принятое решение, выверенность практических действий, постоянный самоконтроль. Обнаружатся резервы в обучении не только русскому языку, но и другим предметам, так как приемы самостоятельной работы с текстом, обеспечивающие его понимание, вырабатывают обобщенные, общеучебные умения.