Метод проектов в изучении иностранного языка в СПО
Преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Арушанян В.А.
Для обучающихся в учебных заведениях среднего профессионального образования одной из приоритетных задач является овладение иностранным языком на базовом уровне и умение им пользоваться в профессиональной сфере. К концу обучения они должны научиться говорить на базовом уровне с применением профессиональной лексики и научиться немного понимать аутентичную речь на слух. В колледж приходят обучающиеся с разным уровнем владения иностранного языка. Это является основной проблемой в подборе заданий и разработке учебно-методического образовательного комплекса для формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
Существует множество современных методик и технологий обучения иностранному языку. Методики проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического и рефлексивного обучения. Среди технологий можно выделить следующие: технология обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии).
С целью облегчения процесса обучения английскому языку студентов в неязыковых учебных заведениях среднего профессионального образования я предпочитаю использовать на занятиях метод проектов. Задания метода проектов организуют учебный процесс таким образом, что все студенты оказываются вовлечёнными в процесс познания. Здесь студенты самостоятельно находят проблему и пути ее решения, самостоятельно планируют учебное время, учатся переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.
Впервые о методе проектов заговорили во второй половине XIX века в США. В его основу были положены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Он отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе, в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни.
Внедрение метода проектной деятельности в отечественной педагогике было не быстрым. Он то появлялся, то исчезал и до сих пор является менее изученным и наименее применимым методом обучения. Итак, метод проектов, как один из вариантов развития учащихся, начал развиваться в 1905 году, когда была создана группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого. Однако свое развитие идеи проектного обучения получили только в 20-е годы ХХ века. В 30-е годы ХХ века метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был негативно оценен и его признали вредным и ошибочным. И только благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения) началось становление технологии проектного обучения в образовательной практике России.
Итак, метод проектов - это педагогическая технология, состоящая из совокупности приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта. Из определения видно, что результатом любого проекта должен быть продукт. По своему виду проектные продукты могут быть:
материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Также проекты могут отличаться по продолжительности реализации - от недели до года.
Чтобы реализовать проект и дойти до конечного результата нужно пройти несколько этапов. Разные авторы выделяют разное количество этапов организации проектной деятельности. Однако, из всех подходов можно выделить 4 главных этапа. Первый этап – начальный направлен на выбор предмета исследования, планирование деятельности и распределение обязанностей между учащимися. Второй этап - подготовительный направлен на формулирование вопросов, на которые нужно будет ответить в ходе выполнения проекта, формирование конкретных заданий для учащихся, выявление конкретных форм представления итогов проделанной работы, то есть выявление продукта (плакат, игра, статья и так далее). Третий этап – активный представляет собой непосредственно работу над проектом. На данном этапе преподаватель контролирует деятельность участников проекта, консультирует. И четвертый этап – заключительный представляет собой защиту проекта – представление продукта; оценку результатов исследования и рефлексию - выявление успехов и неудач в проведении исследования.
В качестве примера применения проектной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций студентов с разным уровнем языковой подготовки представляю два проекта. Проект «Мини-диалоги профессионального общения», который выполнялся за время одного практического занятия и проект «Тематические карточки», который может длиться от одной до четырех недель.
Работа над предложенными проектами показала, что студенты охотнее выполняют творческие, поисковые задания с собственными идеями оформления продукта. Также итоги работы над проектами показали, что такая деятельность наилучшим образом подходит для студентов с разным уровнем языковой подготовки. Сильные студенты помогают менее подготовленным, так как работа проводится в группах. На этапе подготовки у студентов есть возможность проконсультироваться с преподавателем. Такое взаимодействие является хорошей поддержкой для слабых студентов и снимает страх перед представлением проекта. Каждый студент вовлечен в работу, самостоятельно решает поставленные задачи и тем самым формируются не только его профессиональные навыки, но и общие навыки: работа в команде, умение критически мыслить, навыки публичного выступления, организации деятельности, дисциплины и чувство ответственности.
Список источников
Александрова, Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.С. Александрова. – СПб., 2000. – 220 с.
Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования [Текст]: учеб. пособие / В.С. Зайцев. – Челябинск, 2013. – 196 с.
Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / [авт.-сост. Н.П. Несговорова; авт. коллектив: Недюрмагомедов Г.Г. [и др.]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курганский государственный университет. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2013. - 315, [1] с.