Анализ учебных достижений учащихся как условие повышения качества общего образования
Одной из важнейших целей современной системы образования является повышение качества общего образования. Анализ учебных достижений учащихся подразумевает контроль и коррекцию их знаний и умений, а также анализ «проблемных» мест в обучении, а впоследствии и грамотная корректировка методов и приемов обучения.
Для того, чтобы повысить качество общего образование важно не только подбирать современные технологии, обладать высокими знаниями, уметь организовывать образовательный процесс, но и стать активным участником образовательной деятельности и самостоятельно оценивать результаты своей работы.
Для повышения качества обучения необходим качественный и постоянный контроль на уроке становится одним из главных элементов урока. Анализ учебных достижений учащихся - это как внешняя, так и внутренняя оценка, которые построены на содержательной и критериальной основе. Оценка деятельности учащихся помогает освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, формируют умения открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, способствуют принятию ответственности за полученный результат.
Существует 4 формы контроля:
-
обучающая,
-
воспитательная,
-
информационная,
-
диагностическая.
Для повышения качества образования важно подобрать грамотно поставленные учебные цели и возможность проверить и оценить полученные результаты.
Это не только способствует повышению качества знаний, но и мотивирует к учебе, развивает умения самоконтроля и самооценки, совершенствует и углубляет знания.
Анализ учебных достижений обучающихся – это постоянный и систематический учет результатов обучения, контроль успеваемости каждого учащегося, обратная связь «учитель — ученик» для корректировки методику обучения и устранения недочетов в знаниях школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального и общего образования.
Оценка учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
-постоянный процесс,
-критериальное оценивание,
-оцениваются результаты деятельности ученика и процесс их формирования,
Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности»
Всё это требует пересмотра существующей практически повсеместно системы оценивания, выраженной в баллах по пятибалльной (а точнее, по четырехбальной ) шкале. Такая оценка ограничивается сугубо утилитарной целью: проверить степень усвоения знаний, выработку умений и навыков по конкретному учебному предмету и носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему выносить суждения об эффективности программы обучения, ни об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, так и для ученика, поскольку дает ему информацию лишь об общем уровне выполнения программы, но не о характере испытываемых затруднений, не позволяет развивать рефлексию и такие универсальные учебные действия, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Следовательно, школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях: листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям:
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.
Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала от дельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.