«Деятельность классного руководителя по формированию коллектива»
Проблема формирования коллектива младших школьников является актуальной на сегодняшний день. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Надо заметить, что максимально важным периодом в плане развития школьного коллектива является начальная школа. Непосредственно в младшем школьном звене ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны учителя, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств.
Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм. Школьный класс является одним из коллективов, где ребенок проводит большое количество времени. Детский коллектив является формой жизнедеятельности и общения ребят в школе. Правильно организованный школьный коллектив - это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы учителем с воспитательной целью.
При формировании коллектива нельзя не учитывать психолого-педагогические особенности межличностных отношений младших школьников.
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Так же нужно учитывать, что для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников. На протяжении младшего школьного возраста безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Все эти физиологические и психологические изменения способствуют развитию высокоразвитому коллективу. Ведь только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Прежде чем стать высокоорганизованным коллективом, группа учащихся, объединенных в один класс, проходит определенные этапы, которые представлены в трудах Макаренко А.С.
Для более эффективного, интересного становления коллектива учитель пользуется определенными формами работы. Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания, уровня развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение младших школьников.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы, креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально - психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закрепление ценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса.
Все выше сказанное, подтверждается опытом работы Крошка Ольги Петровны - учителя начальных классов в МБОУ гимназия №1 города Калининск Саратовской области - по формированию коллектива младших школьников.
Свою деятельность по созданию классного коллектива она условно разделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:
Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
На первой стадии формирования классного коллектива, возглавляющие функции принадлежат классному руководителю. Ведь на нем лежит первостепенная задача по созданию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу ребят, предупреждает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.
Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
В конце первого полугодия были проведены выборы классного самоуправления. В классе все ребята имеют поручениями с учетом их интересов, что содействует развитию активности, инициативы и деловитости. В классе традиционными стали следующие мероприятия: «День рождения класса», «Самый, самый лучший день», акция «Доброе сердце», «Детский сабантуй». На таких мероприятиях формируются дружеские отношения между детьми, культивируется внимательное отношение друг к другу.
Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Непременным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях.
Роль педагога при формировании коллектива велика: введение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя зачастую этот процесс оказывается сложным, даже противоречивым; правильная организация совместной деятельности учащихся; постановка перед ними чёткой цели; совместное продумывание путей и средств её достижения; формирование их готовности к самоуправлению и выработка черт коллективизма.