СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Формирование учебной мотивации у обучающихся первого класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для учителей начальных классов, работающих с первоклассниками. В ней кратко изложены основы учебной мотивации, ее формирования и развития у учащихся в 1 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование учебной мотивации у обучающихся первого класса"»

Формирование учебной мотивации у обучающихся первого класса

Нередко перед учителем, начинающих работать с первоклассниками, встает вопрос: как же сделать процесс обучения интересным и эффективным? Процесс мотивации учащихся является актуальным в течение обучения не только в первом классе, но и на протяжении всего обучения в начальной школе и не только. Но и именно в первом классе закладывается определенный «фундамент» учебной мотивации.

Многие специалисты и ученые уделяли внимание процессу мотивации младших школьников. Так, в отечественной педагогике, — в трудах М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. — разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах психологов Л. И. Божович [1], А. Н. Леонтьева [2] и других. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер [ 3], Д. Брунер [там же], Т. Новацкий [там же], Х. Хекхаузен [4] и другие.

Многие ученые педагоги и психологи выделяют следующие уровни учебной мотивации:

I — высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

III — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

IV — низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в процессе сложной адаптации к школе.

V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Конечно же, добросовестный учитель стремится к созданию комфортных условий обучения для своих учеников, а соответствующий уровень учебной мотивации напрямую с этим связан. Поэтому в период адаптации ребенка к школе в начале первого класса для повышения уровня мотивации особенно важно:

- помочь ребенку вжиться в роль школьника;

- ввести понятие оценки (в том числе и самооценки) и ее критериев (правильность, аккуратность и т.д.);

- развивать навыки общения внутри классного коллектива как с одноклассниками, так и с учителями.

Формирование учебной мотивации является неотъемлемой частью всего образовательного процесса, но ключевым звеном является урок. Именно на самом уроке учитель, используя определенные приемы, сможет повысить уровень учебной мотивации:

- целеполагание: обучающиеся должны четко понимать, какую цель имеет каждый их вид деятельности. Цель формируется самими учащимися под руководством (или с помощью) учителя;

- система оценивания: помогает учащимся осознать результаты своей деятельности, а самое главное их качества. Так как в первом классе не выставляются оценки, то можно использовать другие средства оценивания: наклейки, штампики, значки и др. Благодаря введению такой системы «наград» за хорошую работу, у учащихся появится стремление получить их;

- похвала со стороны учителя: ничто так не порадует и не замотивирует ученика, как похвальные слова их учителя. Хвалить детей нужно, но похвала должна быть заслужена;

- наглядный результат учебной деятельности: детям нужно показать результат их трудов (я делаю это один раз в полугодие). Сделать это можно разными способами: подробный рассказ о каждом ученике; таблица, в которой, например, разными цветами были бы отмечены те или иные успехи ученика, и многие другие;

- различные виды деятельности на уроке и частая смена деятельности: о какой мотивации будет идти речь, если учащиеся пишут или читают целый урок без перерыва? Именно поэтому стоит чередовать виды учебной деятельности: игровую, беседы, работу с дидактическими карточками, устную и письменную работу. И, конечно же, не забывать о применении здоровьесберегающих технологий (проводить физминутки).

Учебная мотивация – это процесс, который «запускает» всю образовательную деятельность и делает ее наиболее результативной. Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что работа над учебной мотивацией должна быть не «одноразовой», а систематической, так как только в системе мы сможем наблюдать нужный нам результат, который окажет позитивное влияние не только на процесс обучения, но и на формирование комфортной психологической среды для первоклассников.












Список литературы:

  1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — 53 с.

  2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971; он же. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1977.

  3. Теоретические основы развития мотивации учения младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3bc79b5d43a88521316d37_0.html.

  4. Хекхаузен Х. Основные подходы к изучению мотивации. Возможные классификации мотивов // Мотивация и деятельность. М., 1986. С. 18–28,105–112.