Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №398 Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы»
Составила:
Учитель русского языка и литературы
Егорова Галина Евгеньевна
Санкт-Петербург
2022
Современное образование постоянно меняется и совершенствуется. Требования ФГОС, которые предъявляются к современных школьникам, высокие и с каждым годом становятся все более многообразными. Выпускник школы должен обладать не только знаниями по различным предметам, но, самое главное, иметь сформированные универсальные навыки, которые будут способствовать его успешности в профессиональной деятельности, отличать его от других людей какими-то своими особенностями и способностями, умениями критически мыслить, задействовать свой творческий потенциал, постоянно учиться и самосовершенствоваться, уметь достигать целей и работать в коллективе в разных ролях. Данные навыки и умения должны быть сформированы в школе на уроках.
Педагоги, которые четко понимают и осознают главные цели образования, стараются сделать урок эффективным и интересным, дать глубокие знания по предмету, воспитать у школьника потребность в самообразовании, научить межличностным взаимоотношениям, заложить прочный фундамент для дальнейшей профессиональной деятельности, сформировать грамотную и самостоятельную личность, способную и готовую к постоянным переменам и приобретению нового опыта.
Для достижения данных целей, которые ставят ФГОСы перед педагогом, можно использовать различные современные педагогические технологии. В данной статье будет рассмотрена технология дифференцированного обучения как один из эффективных способов обучения в средней школе на уроках русского языка и литературы.
Русский язык и литературы являются одними из важнейших предметов для становления личности учащихся. Технология дифференцированного обучения направлена на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей каждого ученика, умение принимать решения, развитие коммуникативных навыков, умение учиться и самостоятельно работать.
Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.
Также дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.
В практике использования технологии дифференцированного обучения предполагает разделение обучающихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.
Направления дифференциации обучения в современной школе:
по образовательным целям;
по уровням выполнения заданий;
по времени обучения, времени выполнения заданий;
по содержанию обучения;
по последовательности учебного материала;
по структуре учебного материала;
по подходам к обучению;
по видам учебной деятельности;
по способам применения заданий;
по оценке деятельности.
Выделяют две основные формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциации.
Внешняя дифференциация обучения предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Особенность внешней дифференциации обучения заключается в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.
Характерной особенностью работы является большой объем самостоятельной работы, работа с творческими заданиями, интенсификации обучения, усиление индивидуальной работы учителя с учащимися, создание особого образовательного пространства нацеленного на сотрудничество, длительную умственную деятельность.
Внутренняя дифференциация предполагает обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам. Она предполагает учет индивидуальных и групповых особенностей учащихся, вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени помощи со стороны учителя, нацеленность не только на отстающих, но и на одаренных детей.
Технология дифференцированного обучения играет важную роль при изучении русского языка и литературы, т.к. крайне сложно найти в одном классе учащихся равных по знаниям в данной области.
Дифференциация обучения предполагает учитывать либо комплекс различных особенностей, либо какую-то отдельную особенность. Часто в практике учитывается комплекс, где доминирует уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей, которые необходимо правильно продиагностировать. Комплекс особенностей, который учитывается при формировании дифференцированных групп:
1) уровень умственного развития;
2) скорость усвоения учебного материала;
3) общие умственные способности;
4) специальные способности и одаренность детей.
Основная задача технологии дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Условно можно разделить учащихся на 3 группы. Эти группы не постоянны, они могут время от времени меняться. В процессе работы время от времени делю класс на тематические группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.
Для осуществления дифференцированного подхода педагогу необходимы:
знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;
умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;
осуществление оперативной обратной связи;
соблюдение педагогического такта.
Дифференцированный подход в обучении может быть основан на учёте общих умственных и специальных лингвистических способностей, позволяющих успешно усваивать знания.
При использовании данной технологии наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком и литературой, стремление овладеть нормами литературного языка, повышение активности и самостоятельности на уроках, повышение знаний по предмету в своем темпе.