СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №398 Красносельского района Санкт-Петербурга





Статья на тему:

«Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы»




Составила:

Учитель русского языка и литературы

Егорова Галина Евгеньевна






Санкт-Петербург

2022



Современное образование постоянно меняется и совершенствуется. Требования ФГОС, которые предъявляются к современных школьникам, высокие и с каждым годом становятся все более многообразными. Выпускник школы должен обладать не только знаниями по различным предметам, но, самое главное, иметь сформированные универсальные навыки, которые будут способствовать его успешности в профессиональной деятельности, отличать его от других людей какими-то своими особенностями и способностями, умениями критически мыслить, задействовать свой творческий потенциал, постоянно учиться и самосовершенствоваться, уметь достигать целей и работать в коллективе в разных ролях. Данные навыки и умения должны быть сформированы в школе на уроках.

Педагоги, которые четко понимают и осознают главные цели образования, стараются сделать урок эффективным и интересным, дать глубокие знания по предмету, воспитать у школьника потребность в самообразовании, научить межличностным взаимоотношениям, заложить прочный фундамент для дальнейшей профессиональной деятельности, сформировать грамотную и самостоятельную личность, способную и готовую к постоянным переменам и приобретению нового опыта.

Для достижения данных целей, которые ставят ФГОСы перед педагогом, можно использовать различные современные педагогические технологии. В данной статье будет рассмотрена технология дифференцированного обучения как один из эффективных способов обучения в средней школе на уроках русского языка и литературы.

Русский язык и литературы являются одними из важнейших предметов для становления личности учащихся. Технология дифференцированного обучения направлена на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей каждого ученика, умение принимать решения, развитие коммуникативных навыков, умение учиться и самостоятельно работать.

Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.

Также дифференцированное обучениеэто технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.

В практике использования технологии дифференцированного обучения предполагает разделение обучающихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.

Направления дифференциации обучения в современной школе:

  • по образовательным целям;

  • по уровням выполнения заданий;

  • по времени обучения, времени выполнения заданий;

  • по содержанию обучения;

  • по последовательности учебного материала;

  • по структуре учебного материала;

  • по подходам к обучению;

  • по видам учебной деятельности;

  • по способам применения заданий;

  • по оценке деятельности.

Выделяют две основные формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциации.

Внешняя дифференциация обучения предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Особенность внешней дифференциации обучения заключается в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.

Характерной особенностью работы является большой объем самостоятельной работы, работа с творческими заданиями, интенсификации обучения, усиление индивидуальной работы учителя с учащимися, создание особого образовательного пространства нацеленного на сотрудничество, длительную умственную деятельность.

Внутренняя дифференциация предполагает обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам. Она предполагает учет индивидуальных и групповых особенностей учащихся, вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени помощи со стороны учителя, нацеленность не только на отстающих, но и на одаренных детей.

Технология дифференцированного обучения играет важную роль при изучении русского языка и литературы, т.к. крайне сложно найти в одном классе учащихся равных по знаниям в данной области.

Дифференциация обучения предполагает учитывать либо комплекс различных особенностей, либо какую-то отдельную особенность. Часто в практике учитывается комплекс, где доминирует уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей, которые необходимо правильно продиагностировать. Комплекс особенностей, который учитывается при формировании дифференцированных групп:

1) уровень умственного развития;

2) скорость усвоения учебного материала;

3) общие умственные способности;

4) специальные способности и одаренность детей.

Основная задача технологии дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Условно можно разделить учащихся на 3 группы. Эти группы не постоянны, они могут время от времени меняться. В процессе работы время от времени делю класс на тематические группы.

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.

Для осуществления дифференцированного подхода педагогу необходимы:

  • знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;

  • умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

  • составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

  • умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;

  • осуществление оперативной обратной связи;

  • соблюдение педагогического такта.

Дифференцированный подход в обучении может быть основан на учёте общих умственных и специальных лингвистических способностей, позволяющих успешно усваивать знания.

При использовании данной технологии наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком и литературой, стремление овладеть нормами литературного языка, повышение активности и самостоятельности на уроках, повышение знаний по предмету в своем темпе.