СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Методика изучения биографии писателя на уроках литературы в СПО"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученые-методисты, которые посвящали свои разработки изучению биографии, имеют подобные взгляды на принципы ее изучения, однако есть и различия

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Методика изучения биографии писателя на уроках литературы в СПО"»

Методика изучения биографии писателя на уроках литературы в СПО


Ученые-методисты, которые посвящали свои разработки изучению биографии, имеют подобные взгляды на принципы ее изучения, однако есть и различия. Е. Пасечник, говоря о принципах изучения биографии, выделяет их из особенностей биографического материала (хотя четко их не описывает):

1) рассмотрение биографии в неразрывной связи с творчеством;

2) изучение биографии как подготовка к восприятию произведения;

3) рассмотрение биографии в неразрывной связи с эпохой (принцип историзма);

4) постановка конкретных специфических задач, вытекающих из особенностей жизни и творчества того или иного писателя, при изучении биографии;

5) акцентирование внимания на неповторимости каждого жизненного пути;

6) всестороннее освещение личности художника как живого человека с присущими ему чертами характера;

7) истолкование деятельности художника.

Г. Токмань четко выделяет такие принципы изучения жизни и творчества художника: историзм, актуальность, психологизм, эстетизм.

1. Историзм: писатель изображается учителем как историческая личность, которая существовала в определенную историческую эпоху в определенном крае и вела с ними диалог. Художник своим словом влияет на историческое время, становится с ним вровень, хотя результат их от ношений может предстать перед народом значительно позже, после смерти писателя.

2. Актуальность: размышления и обобщения не должны подменить конкретики судьбы художника - наоборот, абстракции имеют способность следовать за фактами, реалиями биографии. Жизнь насыщена событиями, среди которых надо выбрать несколько для повествования. Учитель акцентирует внимание на фактах, которые были пороговыми в существовании художника, знаковые повороты судьбы.

3. Психологизм: рассказать о внутреннем побуждении поступков, как двигалось его мнение, чем болела душа, учитель сможет благодаря знанию творчества мастера, мемуаристики, а также из-за симпатии.

4. Эстетизм: творчество является сутью писательской жизни, он живет одновременно в реальном мире и в мире своих героев - и неизвестно, какой из этих двух миров ему ближе. Поэтому учитель погружает школьников, как будущих читателей художника, в художественные хронотопы его книг, вводит в круг их персонажей, знакомит с эстетическими принципами автора.

Исследователи отмечают, что историзм является сейчас ведущим принципом преподавания жизнеописания писателя. Рассматривая методику преподавания русской литературы в школе, Б. Степанишин отмечает, что «средствами художественного слова, биографическими материалами о писателях, всем курсом литературы можно развить не только умственные силы учащихся, но и их учебные и отчасти даже научные интересы, чувства, волю, мотивы деятельности и т. п.».

Воспитание чувствительности к слову, по В. Сухомлинскому, является едва ли не главной предпосылкой гармоничного развития личности. Литературное образование следует рассматривать как средство развития эмоций и умственных сил. Главное — не сумма знаний по литературе, а развитые на их материале способность представлять, сопереживать, размышлять, обобщать и способность эти умения применять повседневно на протяжении всей жизни. При овладении литературой важным является то, как влияет информация на развитие учащихся. Выполняя общую цель литературного образования, необходимо приобщать учащихся к искусству слова, к духовным поискам выдающихся писателей, «воспитывать потребность в чтении, интерес к художественному слову, высокие вкусы, способность и умение эстетически и творчески воспринимать прочитанное». В. Андрусенко отмечает, что важным является определение места художника не только в литературном процессе, но и в развитии всей цивилизации. Кроме того, обращаясь к психолого-педагогическому аспекту изучения биографии, следует иметь в виду, что речь идет прежде всего о самовоспитании, и поэтому учитель должен выделить из жизнеописания морально-этические категории. С. Жила в своей статье отмечает, что главной целью изучения биографии является всё же не художник и его мир, а творчество писателя, т. е. изучение жизнеописания - пропедевтический. Б. Степанишин отмечает, акцентируя внимание на обращении не только к событийному, а к эмоциональному опыту учеников: «Поменьше дат, названий, второстепенной информации, а побольше интересных эпизодов из жизни писателя, к тому же эпизодов с подтекстным обращением к чувствам учеников».

Таким образом, при условии изучения биографии в соответствии с выделенными принципами художник должен предстать перед учениками как историческая личность, как конкретная судьба, как живой человек, который мыслит и эмоционально реагирует на свет и свое пребывание в нем, как неповторимая личность, как художник, бессмертие которого в художественном наследии, оставленном потомкам.