СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Особенности разработки познавательных игр для младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Особенности разработки познавательных игр для младших школьников"»

Насыбулина Дарья Вячеславовна

КГПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3-го курса,

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах


ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Аннотация: Статья посвящена особенностям разработки познавательных игр для младшего школьного возраста. Выявлены несколько человеческих качеств, которые должны развиваться в игровой деятельности ребёнка, показаны пути их учёта при разработке познавательных игр.

Ключевые слова: младший школьный возраст, игра, игровая деятельность.

Цель: теоретическое обоснование особенностей разработки познавательных игр для младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу;

2. структурировать полученную информацию;

3. оформить статью;

4. подтвердить теорию научными данными.

По мнению немецкого психолога и психотерапевта Клауса Фопеля, педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, в ней ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. В дидактической игре мотив учения и мотив игры совпадает. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Игровая ситуация с ее двуплановостью, и даже многоплановостью, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения[3].

В настоящее время разработка интеллектуальных игр для детей младшего школьного возраста является востребованным продуктом, источником знаний, умений и навыков, которые формируются у ребенка как элементы социализации.

Игра решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе. Каждому человеку присуще умение строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта», и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

Основные идеи значения игры для ребенка заложены в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Глубокое психологическое обоснование раскрывается в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Вопросы педагогического руководства игрой разрабатывались А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и др. Многолетние исследования убедительно доказали, что игра ребенка социальна по своему происхождению, является формой усвоения общественного опыта и развивается под влиянием окружающих взрослых. А. П. Усова считала, что руководство игрой «является более сложным и трудным делом, чем обучение на занятиях», и это руководство требует глубоких знаний и большого педагогического мастерства[2].

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Развитие логического мышления через игровую деятельность происходит при использовании следующих элементов игры:

а) на взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях;

б) на сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию, аналогии, систематизацию, абстрагирование, сопоставление, обоснование и доказательства;

в) на понимание целого и частей, соподчинение понятий;

г) на развитие креативного мышления, предвидения результата;

д) на моделирование и конструирование объектов;

е) на развитие пространственно-образного мышления;

ж) на понимание физических явлений и процессов;

з) на изучение свойств математических объектов;

и) на формирование физической картины мира и ее обоснование;

к) на формирование алгоритмических процессов и логических операций; л) на развитие продуктивной (конструирование) деятельности;

м) на ориентацию в пространстве.

Игровой процесс по развитию логического мышления позволяет подготовить детей к быстрому усвоению учебного материала в начальном звене школы. Важно, чтобы к началу обучения в школе дети имели следующие знания:

– счет от 1 до 100, обратный счет от 10 до 1;

– цифры, количественные и порядковые числительные от 1 до 10;

– предыдущие и последующие числа в пределах первого десятка;

–узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг) и геометрические тела (шар, куб, конус);

– иметь представление о долях, уметь разделить предмет на 2–4 равные части;

– измерений длины, ширины, высоты предмета с помощью линейки;

– сравнивание: больше – меньше, шире – уже, выше – ниже;

– понимание предложений, построенных с помощью логических связок «и», «или», «не»;

– группировка предметов по общему признаку и понимание, что объединяет указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и т. п.;

– умение различать живое и неживое, женский и мужской род:

– общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений.

Все это необходимо учитывать при составлении сценария игры, подбирая игровые ситуации и разрабатывая задания.

Развитие речи достигается за счет использования сказок, стихов, поговорок, песен, которые могут использоваться в различных игровых ситуациях. Например, чтобы преодолеть препятствие, необходимо вспомнить (прочитать, разучить, придумать) поговорку или небольшое стихотворение, герои игрового сценария могут петь песенки или рассказывать фрагменты сказки.

При этом происходит развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, а именно:

– расширяется словарный запас;

– формируется звуковая культура речи;

– закрепляется умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, использовать предлоги (грамматический строй речи);

– развивается связная монологическая речь.

Развитие внимания в игре – один из важнейших итогов игровой деятельности. Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:

– объем (количество информации, способной удержаться в сознании);

– сосредоточенность (возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте или процессе);

– устойчивость (способность долгое время сохранять сосредоточенность);

– переключаемость (осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой);

– распределение (рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел).

Игра позволяет формировать не только произвольное внимание, которое возникает, когда нужно проявить волю, чтобы сосредоточиться на предмете игры и совершить какие-либо действия, но и после произвольное – ребенок погружается в игру, увлекается каким-то видом деятельности. В этот момент снимается волевое напряжение, и ребенку уже не нужно заставлять себя делать что-либо, а задание реализуется без особых затруднений.

Таким образом, при разработке игр для детей младшего школьного возраста необходимо использовать один или несколько из представленных компонентов, что позволит обеспечить интегративную системную основу развивающих игр.















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 526 с.

  2. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 94 с.

  3. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993. — 267 с.

  4. Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 41-43.

  5. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Изд-во «Просвещение», 1973. – 240 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!