СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему правильное питание.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное питание – определенные и постоянные часы приема еды. При этом пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору химических элементов содержащихся в еде. Кроме того, обязательно учитывается набор блюд и их количество. Зрелым и физически здоровым людям специалисты по правильному питанию рекомендуют кушать в течение суток три или четыре раза.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему правильное питание.»

«Қостанай қызмет көрсету саласының колледжі» мемлекеттік

коммуналдық қазыналық кәсіпорын.

«Костанайский колледж сферы обслуживания»

Управления образования акиматаКостанайской области.






ДОКЛАД


Тема:«Формирование здорового образа жизни студентов»



Оқутышы: Раба А. И.

Преподаватель: Раба А.И.








Костанай2021г.

Формирование здорового образа жизни студентов.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных

и отобранных временем и практикой норми правил

жизнедеятельности, нацеленныхна то, чтобы человек

- умел высокоэффективнои экономично трудиться,

рационально расходовать свои силы, знания и энергию

в процессе своейпрофессиональной, общественно

-полезной деятельности;

А.С.Макаренко.

Цель: Развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности.

Исторический экскурс.

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ – явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.

Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Современное развитие Казахстана связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства казахстанцев, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни.

В настоящее время в социологических, медико-биологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки решения данной проблемы. Учеными обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (Н.А. Агаджанян, Г.А. Лавренко, Л.А. Петровская и др.); исследуется влияние различных факторов на формирование ЗОЖ студентов (В. Буйлов, Э.Л. Диси, Т.А. Иванов.).

Широкое использование в образовательном процессе таких форм, как спецкурсы, лекции, повышение квалификации, дополнительное образование, ориентирующих студента на ЗОЖ, практически не осуществляется.

Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности студента, не противоречит основным образовательным потребностям студента, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-мотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели, определенный результат. Кроме того, ориентирование как стратегия отличается ценностно-смысловым содержанием. В результате реализации этой стратегии происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, направления становления личности, самореализации в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Таким образом, особенности студенческого возраста и сущностные характеристики педагогической стратегии ориентирования позволяют рассматривать эту стратегию в контексте ЗОЖ и включать студента как субъекта в здоровьесберегающую деятельность. Педагогическая стратегия ориентирования студента на ЗОЖ включает в себя действия педагога ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование студента о ЗОЖ, адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоционально-ценностного отношения, активизацию здоровьесберегающей деятельности, обогащение опыта ЗОЖ. Она предполагает овладение личностью определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ. Генеральная цель стратегии ориентирования студента на ЗОЖ обусловлена реальностью современного периода развития общества и определяется нами как развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности.

Блок-схема ориентирования студента на здоровый образ жизни.

Я выделила следующие педагогические условия реализации данной стратегии в условиях нашего колледжа: во-первых, информирование студента о ЗОЖ (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ (организация моделирования студентом ЗОЖ); в-третьих, обогащение опыта ЗОЖ студента (включение в здоровьесберегающую деятельность). Реализация выделенных условий ориентирования студента на ЗОЖ способствует получению им знаний по теории и практике формирования ЗОЖ путем сравнения смоделированных ситуаций, личным примером, достижением наших Казахстанских спортсменов, позитивному отношению к созданию собственного ЗОЖ, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности. Добровольному отказу от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией. Это важные и абсолютно обязательные условия естественного и нормального ЗОЖ студента.

Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни.

ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то, конечно же, подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Человеческий организм живет по биологическим часам и полностью зависит от солнцестояния. Поэтому при восходе солнца организм просыпается и готов к жизнедеятельности. После заката солнца организм готовится ко сну, поэтому все функции организма замедляются. В связи с этим учеными было доказано, что после 4 часов дня умственные способности организма снижаются на 30%. И учащиеся и студенты, обучающиеся во вторую смену материал усваивают медленнее и хуже. То есть как мы привыкли говорить организм устает. Но биологические ресурсы не могут существовать без поддержки организма, это питание. Не просто питание а рациональное и сбалансированное питание. Ведь как машина не поедет без бензина, так и наш организм не сможет полноценно работать без своевременного и правильного питания. Это комплекс белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ которые организм не может вырабатывать сам, поэтому получает их из вне.

Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.


Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента.

Совершенно ясно, что эти нормы и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут видоизменяться, что в дотрудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и послетрудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные этапы и т.д. Прием пищи подразделяется: до 15 лет на - 5-6 приемов, 16-19 лет 4-5 приема, после 60 лет 4-5 приемов. Студентам необходимо больше употреблять углеводов так как они меньше двигаются, а в основном работают умственно. А тем кто работает физически больше употреблять белковой пищи так как им необходима энергия. Не стоит забывать, что завтрак является неотъемлемой частью рациона, ведь именно он запускает работу нервной системы после ночного отдыха. В наш век, когда мы все спешим и перекусываем на ходу, мы наносим непоправимый ущерб своему здоровью. Ведь функция пищеварения работает когда организм находится в спокойном состаянии.

Учебное время.

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становления личности будущего специалиста. Все виды учебной работы рассчитаны на 36часов для лиц достигших 18 лет и 54 часа для лиц от 18до 25 лет учебной недельной нагрузки. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, связанных с формированием конкурентоспособного специалиста. Нагрузка составляет:

  • в учебных аудиториях и лабораториях - 2-3 часа в день с перерывами на отдых;

  • в компьютерном классе - 3-4 часа в день;

  • в библиотеке, методическом кабинете - 3-4 часа в день в зависимости от нагрузки в учебной аудитории и компьютерном классе, но не превышая общую нагрузку на студента - до 9 часов в день.

Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени, которое необходимо для смены деятельности человека.

Свободное время.

Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ.

Значение рационального питания для человека.

Ещё большее значение, чем тип пищи имеют, её количество, время приёма, а также сочетание с другими продуктами. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не может.

В пище содержатся питательные элементы, обеспечивающие организм энергией и требующие для роста и поддержания жизнедеятельности тканей. Это соединения, которые человеческий организм самостоятельно вырабатывать неспособен и поэтому должен получать их извне.

Правила правильного питания.

1. Ешьте больше фруктов и овощей. Овощи — неотъемлемая часть сбалансированного питания. В них много витаминов, минералов и необходимой клетчатки.

2. Пейте больше воды, двух литров жидкости будет достаточно. Лучше всего пить минеральную воду, которая не содержит сахара, кофеина или жиров, входящих в состав других напитков. Вода очищает и улучшает работу пищеварительной системы, а также очень полезна для здоровой кожи.

3. Откажитесь от ежедневного потребления булочек. А также пирожных, печенья. Конечно, нельзя вовсе отказываться от сладкого. От этого и настроение портится, и голова хуже соображает.

4. Ешьте кашу на завтрак. Дело в том, что каши содержат «длинные» углеводы, которые не всасываются сразу в организм и дают необходимую энергию прямо до обеда.

5. Двигайтесь! Ходьба является универсальным средством для похудения и здоровья. Прогуляйтесь вечером — так желудок быстрее переварит пищу.

6. Сосредоточьтесь на еде. Это значит, что во время еды думайте только о еде. Не читайте, не смотрите телевизор. Иначе мозг не поймет, что вы уже покушали.

7. Исключите из своего рациона алкоголь. В алкоголе содержится огромное количество сахара.

8. Не ешьте после семи часов вечера. Сделайте это основным правилом. Если совсем невозможно не есть после семи часов вечера, позвольте себе легкий ужин.

9.Не будьте рабой правил. Иногда надо позволять себе сладкое, жирное и мучное хотя бы для того, чтобы вам не надоело здоровое питание! Но очень редко.

Основы правильного питания.

Правильное питание – определенные и постоянные часы приема еды. При этом пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору химических элементов содержащихся в еде. Кроме того, обязательно учитывается набор блюд и их количество. Зрелым и физически здоровым людям специалисты по правильному питанию рекомендуют кушать в течение суток три или четыре раза.

Распределение продуктов по часам приема очень сильно зависит от состава и энергетического потенциала. Принимайте еду по расписанию и не нарушайте его. Питайтесь умеренно в пределах разумного, переедание приводит к накоплению жировой массы и вызывает множество разнообразных болезней, снижает активную работу иммунной системы.

Оптимальным можно назвать рацион, в котором присутствуют мясо, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты. Богатая углеводами пища хорошо утоляет голод, но пользы от такой пищи очень мало. Потребление сахара и мучных изделий лучше свести к минимуму. А если уж очень хочется сладкого, лучше съесть ложку меда, чем конфету.

В заключении я хочу отметить, что за последние 30 лет наш рацион изменился. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее.

Именно в студенческом возрасте важно сформировать правильное представление о здоровом питании. Без преувеличения я могу сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения. А занятие физическими нагрузками – неотъемлимая часть здорового образа жизни.

Заключение.

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда Казахстанский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ Казахстанцев становятся сверхактуальными.

ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Список литературы

1. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.

2. Игнатова В.В., Нургалеев В.С. Педагогические стратегии как предмет системного анализа // Мир человека: Научно-информационное издание. Вып. 1. - Красноярск: СибГТУ, 2001, с. 112-122.

3. Игнатова В.В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004, № 1, с. 105-113.

4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

5. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

6. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1993.

7. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни – важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.