Статья на тему: «Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики»
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы и методы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных обучающихся, надо, прежде всего их удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого преподаватель должен помочь каждому обучающемуся ощутить свою причастность к предмету.
Обучающиеся должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Иными словами, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться. Таким образом, преподаватель сегодняшнего дня должен давать не только информацию, но и способы работы с нею.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед обучающимся проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Концепция проблемного обучения, разработанная в 50-х годах 20 века известными дидактами А.М. Матюшкиным, И.И. Махмутовым и др., опирается на деятельностный подход. Существенной характеристикой проблемного обучения является исследовательская деятельность обучающихся, проявляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических действий. Авторы концепции выделяют следующие этапы деятельности мастера и обучающихся:
создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;
выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов или поиск нового решения;
реализация плана решения;
проверка правильности решения с систематизацией полученной информации.
Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающегося, развитие его творческих способностей.
Задачи проблемного обучения:
- Развитие творческих мыслительных способностей у обучающегося;
- Усвоение знаний путем самостоятельного решения проблем, в результате эти знания умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- Формирование активной, творческой личности, способной выдвигать и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).
Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию учителем системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала и его объяснению и управлению деятельностью учащихся по усвоению новых знаний, как в виде готовых выводов, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.
Проблемная ситуация – эта такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация создается в тех случаях, когда обнаруживается не соответствие (или противоречие) между имеющимися уже системами знаний и умений обучающихся и теми требованиями, которые предъявляются к ним решении новых учебных задач. Проблемные ситуации могут быть созданы при разработке технологического процесса с учетом изменившихся условий его осуществления: при нарушении технического режима процесса обработки, при диагностике, поиске и обнаружении неисправности оборудования, приборов, при выборе оптимального технологического процесса в условиях многообразия фактов, его определяющих.
Мотивы учебной деятельности можно классифицировать в зависимости от того, что лежит в основе мотивации: побуждение или потребность познания. Группы мотивов, приводимые ниже, связаны с традиционным и активным типами обучения.
При традиционном обучении у обучающихся формируются две группы побуждающих мотивов:
Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у обучающихся за счет педагогического мастерства педагога, его увлеченности наукой и способствовать формированию интереса к данному предмету. Эти внешние факторы отражают скорее заинтересованность, но не мотивацию познавательного плана.
Перспективно побуждающие мотивы. Так, например, преподаватель объясняет обучающимся, что без усвоения конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у обучающихся формируется мотив к обучению из-за предстоящего экзамена по дисциплине. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.
В условиях проблемного обучения возникает совершенно новая группа мотивов – познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поиском и нахождением решения проблемной задачи или группы задач.
Итак, познавательно-побуждающая мотивация появляется при развертывании проблемной ситуации, применении активных методов обучения и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения. Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и способности, способствует самореализации личности и раскрытию ее творческого потенциала.
Но формирование мотивов – лишь одна из сторон задач проблемного обучения. Его успешность определяется логикой и содержанием учебно-поисковой деятельности обучающихся.
Условия успешного проблемного обучения:
– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
– разумное соотношение известного и неизвестного;
– значимость информации, получаемой при решении проблемы;
– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и обучающегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным обучающимся.
Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения обучающихся и целенаправленный мыслительный поток; самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.
Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Структура проблемного урока представляет собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью обучающихся.