Кузьминов Д. А.
МБОУ СОШ № 2 г. Серпухова
Проблемы современных школьных учебников истории
Состояние школьных учебников истории и их содержание является весьма болезненной проблемой современного школьного исторического образования. Бытует мнения о замене традиционных учебников истории, с изложенным в них автором материалом, на учебники в которых преимущественно будут содержаться различные исторические документы, иллюстрации и задания, а само авторское изложение будет занимать лишь малую незначительную часть. На мой взгляд переход к такому роду учебников, будет означать отказ от учебника в принципе, однако, использовать такие пособия в качестве дополнительного материала, будет весьма полезно.
Каковы же главные проблемы современных устоявшихся учебников? На мой взгляд из числа существенных существую 2 проблемы: объем информации и её научность. Предельное сокращение учебного текста, ведет к тому, что ряд тем из курса истории освещается учениками по типу скороговорки. Наглядным примером тому могут служить учебники по истории линии учебно-методических комплексов «Сферы», в которых на параграф может отводиться до 2-х страниц1. Особенно от недостаточного объема, страдают параграфы посвященные культуре, в которых вместо разъяснения о научных и художественных концепциях и особенности их влияния на определенных исторических этапах, ученикам по факту предлагается сухой, ничего им не говорящий, последовательный перечень имен и достижений. Подобное ужимание учебного материала оправдывается необходимостью психологической разгрузки школьников, а избыточный материал по мнению врачей и психологов приведет к повышенной утомляемости и перегрузке. Однако, на мой взгляд, урезанный материал учебника куда больше ведер к перегрузке чем к разгрузке сознания и психики ученика, так как в рамках сокращенного материала, как-правило жертвуется плавностью и художественностью изложения, что превращает по объему незначительный материал, в исключительно набор важных фактов и сведений, логически не связанных, не последовательных и фрагментарных, без доходчивых объяснений и логических обобщений, которые ученик может запомнить только усиленной зубрежкой. Поэтому, хороший современный учебник обязательно должен содержать избыточное количество учебного материала. Такой учебник будет удобен как для учителя так и для учеников. Учителю он даст свободу в расстановке акцентов в изучаемой теме, позволит какие-то моменты освятить лучше, а другие оставить для самостоятельного обучения. Очевидно, что с частью материала ученики будут знакомиться до урока, выполняя опережающие задания, а непосредственно на уроке закреплять и анализировать изученный материал, такое распределение нагрузки нивелирует избыточность материала и снижает нагрузку на учеников. В противном случае, при сжатом фактическом материале, у учителя не будет простора для расстановки акцентов в теме, главная его задача будет, самостоятельно донести до учеников как можно больше информации по теме, поскольку учебник ею не обладает, что сведет урок к лекции и её записи учениками. Ученики школьного уровня еще не готовы в полной мере продуктивно выполнять такую работу, поэтому все в итоге сведется к тому, что ученики будут учить историю по обрывкам записей в своих тетрадях, а учитель превратится в простого транслятора информации.
Так же не мало важно каким языком написан учебник. Изложенный материал должен отдавать своего рода академизмом, нельзя текст параграфа упрощать под «детский» язык, сводить к упрощенной для детей сказке про стародавние времена, он должен постепенно приучать учеников к языку науки. Так же текст учебника не должен злоупотреблять с диалогом с учеником, так как в таком случае более старшие ученики будут относиться к тексту не серьезно, а младшие школьники будут воспринимать это как игру и терять серьезный учебный настрой.
Другая основная проблема современных учебников истории – это научность излагаемого в них материала, и не дело не только в необходимости избегания в них фактических ошибок, а в подмене настоящей истории, мифологическими сказками, устаревшими теориями и т.д. В современном школьном историческом образовании уже давно наметилась проблема неактуальности информации предлагаемой ученикам в школьном курсе истории, отсталости материала школьных учебников истории от передовых научных открытий в этой области. Создается впечатление, что авторы школьных учебников полностью абстрагировались от актуальных научных фактов и исследований. Не смотря на то, что школьный исторический материал и не должен быть «сухим» и сугубо научным, а его необходимо адаптировать для понимания учеников, привлекая художественные вставки и элементы, он, от этого, не должен терять своей научности, не допустимо заменять реальную историю красивыми мифами и героическими повестями.Наглядный пример отсталости и неактуальности исторических знаний мы можем наблюдать на примере материала истории России за 6 класс, а конкретно темы, где изучается Куликовская битва2. Куликовская битва – важнейшая событие в истории России, признаваемое историками как переломный момент для русского народа, в ходе которого наметились зачатки зарождения русской нации и слома старого сознания порожденного феодальной раздробленностью. Она так же являет собой наглядный пример патриотизма и данная тема может использоваться и в воспитательных целях. История о Куликовской битве описываемая в учебниках не меняется уже долгие годы, всем известны такие представленные факты как: поединок Пересвета и Челубея, расположение русских войск разделенными на полки (сторожевой, передовой, большой, правой и левой руки, резерв, засадный), описываемый ход сражения, ключевая роль засадного полка и т.д. Подобные сведения уже плотно устоялись на страницах учебников и в сознании русских людей, однако, они полностью не соответствуют объективным научным данным. 15 летний труд Олега Викторовича Двуреченского, в качестве руководителя археологический раскопок на месте Куликова битвы, с привлечением специалистов из других научных областей позволили установить действительное расположение Куликовского поля, его вид и размеры (которые не соответствуют приведенным в учебниках схемам, а так же ставят сомнения о существовании засадного полка). Многочисленный труды по военной истории напрочь перечеркивают возможность построения русской армии по известной нам схеме (корни которой лежат в работах военных генералов XIX века (схема Нечаева-Голицына и схема Афремова Масловского) которые составляли расположения русских войск на основе собственного опыта переложенного на реалии XIV века, пользовались поздними источниками и не учитывали особенности измененного ландшафта (в силу отсутствия научных исследований и знаний)3.
Так же, в рамках работы с современными учебниками, необходимо научить школьника отделять реальные исторические факты от сведений исторических источников (многие из которых с точки зрения современной науки являются крайне преувеличенными, если не фантастическими). Упрощенные учебники, в погоне за кратким изложением информации, смешивают легендарный и исторический материал, опуская объяснение причин и следствий исторически событий и явлений, что ставит для учителя 2 сложные задачи: отделить правду от легенд, и ответить на многочисленные вставшие вопросы «почему?», что сложно сделать, не забывая про само изучение нового параграфа, в рамках одного урока4.
Таким образом, обозначенные и до сих пор не решенные проблемы с современными школьными учебниками, негативно сказываются на общий уровень исторических знаний учеников, а так же понижают их интерес к предмету, делая его излишне сложным и скучным, и по факту, с научной точки зрения, в некоторых аспектах не достоверным.
Список использованной литературы:
Ведюшкин В.А. История. Средние века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 111 с.
Двуреченский О.В. Археологические исследования на месте Донского побоища // лекция в Рабочем университете И.Б. Хлебникова, 2012. URL: https://scisne.net/a-2487
История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова – М.: Просвещение, 2016. 127 с.
Кацва Л.А. Преподавание истории в современной Российской школе: проблемы и перспективы. // Вопросы образования. 2005. С. 148-163.
1 Ведюшкин В.А. История. Средние века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 111 с.
2 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова – М.: Просвещение, 2016. 127 с.
3 Двуреченский О.В. Археологические исследования на месте Донского побоища // лекция в Рабочем университете И.Б. Хлебникова, 2012. URL: https://scisne.net/a-2487
4 Кацва Л.А. Преподавание истории в современной Российской школе: проблемы и перспективы. // Вопросы образования. 2005. С. 160.