Профессиональная направленность общеобразовательного предмета «Литература» в образовательных организациях среднего профессионального образования
Сегодня обучающиеся предпочитают прибегать к онлайн-прочтению или скачиванию сокращённых версий художественных произведений. Из чего следует, что главной целью преподавателя-филолога по-прежнему остаётся мотивация студентов к непосредственному обращению к книге как информационному источнику. Это, в свою очередь, не значит, что дополнительные информационные и визуальные источники (художественные и документальные фильмы, видеолекции и телевизионные передачи, аудиокниги) должны быть исключены. Наоборот, самостоятельная работа студентов при изучении литературы без них просто невозможна.
Преподаватель литературы, несомненно, должен пересмотреть методологические приоритеты, обуславливающие необходимость организационно-методической перестройки процесса литературного образования в образовательных организациях среднего профессионального образования. Кроме того, методика, разработанная преподавателем, должна отвечать развитию профессиональных качеств студента, актуализации дидактического потенциала художественного текста на основе использования коммуникативно-деятельностного подхода и организации продуктивной творческой деятельности студентов при изучении литературы.
В этом направлении неоспоримым помощником может стать аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, которая в большинстве своём носит опережающий характер.
Разрабатывая план самостоятельной работы студента, преподаватель литературы наравне с другими преподавателями должен учитывать характер будущей профессиональной деятельности студентов, делая акцент на заданиях, связанных с информационной деятельностью специалистов данных направлений.
Делать это преподавателю литературы немного сложнее, чем остальным педагогам, так как выделять в художественном произведении только интерьер и дизайн (для студентов направления мастера строительных работ) или акцентировать внимание на экономической деятельности (для студентов направления экономика и бухгалтерский учет) не приведёт к желаемому результату. А в большинстве случаев даже помешает ответить на основные вопросы при разборе художественного текста.
Помощником в этом случае становится анализ языковых особенностей, изобразительно-выразительных средств, художественных приёмов, использованных автором. В результате такой работы происходит активация межпредметных связей. Студентам в качестве дополнительного задания или самостоятельной работы можно предложить найти в тексте отрывки, так или иначе связанные с их будущей профессией, но в то же время раскрывающие и характеризующие образ главного героя и окружение вокруг него.
Например, у ребят, обучающихся по направлению «Мастер общестроительных работ», уже не возникнет вопросов, почему же наклеенное дерево местами отстало, а мебель в комнате тяжёлая. Ведь центральный герой романа ленивый, апатичный и безвольный.
«Комната на первый взгляд казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковой материю, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами… Среди мебели тяжёлые стулья красного дерева, шаткие этажерки. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало…
В произведении С. Есенина «Анна Снегина» чётко прослеживается оригинальность и красота барских усадеб. Приехали…
Дом с мезонином
Немного присел на фасад.
Волнующе пахнет жасмином
Плетнёвый его палисад.
Делать акцент на профессиональные компетенции студентов преподаватель литературы должен деликатно: внесённые корректировки в изучение того или иного произведения не должны препятствовать максимально полному анализу художественного текста.
Использование метода комплексного анализа текста, наряду с коммуникативным методом (диалог авторского и читательского сознаний) является необходимым педагогическим условием повышения эффективности изучения литературы в образовательном пространстве.
Таким образом, одной из важнейших функций преподавателя литературы является совершенствование методических подходов к формированию профессиональных качеств студентов образовательных организации среднего профессионального образования. Это актуальная педагогическая проблема, поскольку её решение связано с удовлетворением коренных интересов не только отдельной личности, но и российского общества в целом.
Системный характер понятия «профессиональные качества специалиста» требует использования в учебном процессе универсальных дидактических средств, способствующих всестороннему развитию личности студента.
Художественный текст, несомненно, является таким дидактическим средством, поскольку обладает мощным образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом и относится не только к сфере языка и литературы, но и выражает в художественных образах национальные духовно-нравственные, культурные и эстетические ценности.