ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Осауленко Е.З.
Учитель физики
МБОУ «СШ № 72 города Макеевки»
г. Макеевка, ДНР
АННОТАЦИЯ. Изложены основные принципы компетентностного подхода, описано его приложение к содержанию профессионально-педагогических требований, представлен теоретический анализ различных точек зрения по рассматриваемой проблеме. С использованием компетентностного подхода составлены профессиональные компетенции педагога, в которых выделены наиболее важные общие и частные компетенции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионализм, компетентностный подход, компетенции, компетентность, ключевые компетенции, профессиональная компетентность педагога.
Министерством образования и науки РФ в 2007 году был разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности. Подготовка этого профессионального стандарта педагогической деятельности проводилась в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы и осуществлялась с использованием компетентностного подхода [1].
Ключевыми понятиями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность». Смысл компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (опыта деятельности, умений, знаний, способов деятельности), относящихся к определённому кругу процессов и предметов, и необходимых для продуктивной качественной деятельности по отношению к ним. Смысл компетентности означает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление компетенций, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [2].
По мнению специалистов, все педагогические компетенции можно разделить на ключевые и конкретные. Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и применимы для всех педагогов. Конкретные (предметные) компетенции относятся к отдельному педагогу в рамках определённого учебного предмета.
Можно отметить, что профессиональная компетентность педагога приобретает особую значимость в связи с тем, что система образования в современных условиях характеризуется значительными инновационными преобразованиями. Соответственно, педагогу нужно быть готовым к любым изменениям, постоянно обновлять свои знания и умения, проявлять стремление быть профессионалом, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, стремиться к саморазвитию, быть готовым к риску, проявлять толерантность к неопределённости, то есть быть профессионально компетентным.
Как показывает опыт, высокий результат развития современного образования во многом определяется готовностью профессиональных кадров, работающих в сфере образования, к работе в инновационном режиме, к гибкому, оперативному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности.
Следовательно, развитие профессиональной компетентности педагогов становится одним из важнейших условий реформирования образования. Система образования требует создать такую программу психолого-педагогического сопровождения учителя, которая бы способствовала развитию его профессиональной компетентности, что приводит к повышению качества образования и формированию позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса
Проблема профессиональной компетентности активно изучается отечественными и зарубежными учёными. Многие это понятие используют интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма.
Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности.
В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н. Розов, Е.В. Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.
Как показывает опыт, под профессиональной компетентностью понимается многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (стиль общения, речь, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания).
Многие специалисты считают, что профессиональная компетентность - это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. По их мнению, профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании. Также профессиональная компетентность подразумевает умение педагога решать задачи в условиях профессиональной деятельности, профессиональные проблемы. Кроме того, профессиональная компетентность – это объединение знаний и умений, которое определяет результативность и эффективность труда, это совокупность личностных и профессиональных качеств.
Вместе с понятием профессиональной компетентности существует такое понятие как развитие профессиональной компетентности.
Содержание понятия развитие профессиональной компетентности подразумевает динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Из практики известно, что формирование профессиональной компетентности – процесс динамичный, цикличный, требующий постоянного движения к совершенствованию, усвоению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, развитию профессионального мастерства.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных качеств личности. Основным её источником являются обучение и приобретённый опыт.
Не секрет, что мотивом самообразования может быть успешность, профессиональное признание, карьерный рост. Но, думаю, ни один из перечисленных способов не будет результативным, если учитель сам не понимает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.
Известно, что в психолого-педагогической науке отсутствует однозначное понимание самих понятий «компетенция» и «компетентность». Исследователи выделяют более 30 видов компетенций и используют наряду с термином «профессиональная компетентность» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, В.Н. Введенский) термин «педагогическая компетентность» (Л.М. Митина, В.А. Андреева, Т.Г. Аргунова). По их мнению, профессиональная компетенция характеризуется многокомпонентной структурой, включает в состав общие компетенции (коммуникативную, мировоззренческую, нормативно-правовую, рефлексивную, психолого-педагогическую,) и специальные (предметную и методическую), имеет различные степени проявления готовности, которые требуют дальнейшей разработки результатов и критериев оценки.
В толковом словаре С. И. Ожегова компетенция:
1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён;
2) круг полномочий, область, подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право).
Таким образом, педагог должен стремиться к новым и нестандартным методам проведения каждого занятия, анализировать и делать выводы, формировать способность к самоорганизации, позволить обучающимся самим выбирать степень освоения материала, пытаться развивать у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания. То есть, педагог должен обладать профессиональными компетенциями.
Понятие «ключевые компетенции». Можно предполагать, что ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности человека и являются залогом жизненного успеха.
Многие известные специалисты считают, что профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
В современной педагогике существуют различные трактовки понятия профессиональной компетентности. Одна из них:
– Сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.
По мнению Солововой Е.Н., доктора педагогических наук, компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций, а также педагогическая компетентность – это:
– во-первых, знания, умения, навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;
– во-вторых, способность эффективно решать проблемы, используя высокий профессионализм;
– в-третьих, это необходимость использовать современные педагогические технологии, методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе своей профессиональной деятельности.
Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на её составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. По их мнению, смысл профессионала-учителя означает человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребёнка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
Учёные-исследователи считают, что профессиональная компетентность означает объединение личностных и профессиональных качеств, нужных для результативной педагогической деятельности. Они утверждают, что профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне реализует педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает постоянно высоких результатов в развитии и воспитании.
Одним из главных критериев результата качества образования служит профессиональная компетенция, которая создаётся в процессе педагогической деятельности и наблюдается в сочетании с ценностями учителя, что приводит к личностной заинтересованности педагога повышать профессиональное мастерство.
В исследованиях представителей научной школы Е.В. Бондаревской понятие «профессиональная компетенция» связывается с новыми требованиями к профессиональной подготовке учителя, ориентированного на межкультурное общение, и отмечается, что оно имеет перспективный характер и должно включать широкий круг вопросов: современная культура, культурный плюрализм, конструирование ненасильственного разрешения конфликтов, поведение в этнокультурной группе, этнические характеристики и языковые отличия представителей разных этнических групп [1].
А.В Хуторовский, в соответствии с личностно-ориентированной концепцией образования, учитывая её главные цели, выделяет следующий набор компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного совершенствования. Направленность образования на формирование обозначенных компетенций должна содействовать становлению человека, готового к профессиональной и культурной жизни, способного действовать внутри социальной структуры и изменять её [8].
Умение организовать учебную деятельность обучающихся означает, что педагог умеет организовывать деятельность обучающихся по добыванию и применению знаний, формированию способностей, социально значимых качеств, способствует развитию у них навыков, необходимых для учебной деятельности и дальнейшего самообразования. Такая задача гораздо сложнее для педагога, чем простая передача информации на занятии. Для того чтобы её решить, компетентный педагог дозирует помощь, в которой нуждается учащийся, может использовать подсказку или наводящий вопрос для активизации самостоятельной активности учащегося. У такого педагога не возникает ситуаций, когда явно видно, что ученик не в состоянии справиться с предложенным ему заданием, молчит и при этом думает только о том, когда же от него «отстанут».
Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершённость - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы. Начнём с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений» Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать своё мастерство.
И.А. Колесникова, исследуя педагогическую компетентность, понимает её как профессионально- личностную характеристику, обусловливающую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями. Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие ребёнка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Исходя из этого, специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования и характеристики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями, своеобразием организации деятельности, характером взаимоотношений учителя и ученика [2].
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Нацеленность на становление ключевых компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования; идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования; компетентностный подход предполагает конструирование содержания сверху вниз, а способов его освоения снизу вверх, то есть сначала чётко определяется модель нового педагога, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций; основные ресурсы должны быть направлены на подготовку кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. – 180 с.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмально-компетентностный подход к разработке содержания педагогического образования // Известия Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского. 2004.
Васильченко Е.В. «Профессиональные компетенции педагога как основное условие повышения качества знаний».
Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Тирасполь, 2003. – 180 с.
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007 . – 45 с.
Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. – 112 с.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. Практикум. М., 2006. – 79 с.
Новиков А.М. Построение системы непрерывного образования. М., 2000. – 55 с.
Хуторской А.В. Образовательные компетенции в дидактике и методике личностно ориентированного обучения // Известия Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского. 2004. – 160 с.