СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Работа с гипотезами- способ достижения метапредметных результатов.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материал по формам и методам работы по достижению метапредметных результатов в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Работа с гипотезами- способ достижения метапредметных результатов.»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вишняковская средняя общеобразовательная школа № 28»

Ногинского района Московской области










Доклад на тему:


«Работа с гипотезами- способ достижения метапредметных результатов.»















Докладчик: Попкова Елена Викторовна,

учитель начальных классов














2019 г.

«Гипотеза…единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.»

М.В. Ломоносов (Первый великий русский учёный- естествоиспытатель мирового уровня)

Слайд 2

Чтобы подготовить к жизни думающего, способного творчески подходить к решению жизненных задач человека, перед школьным образованием становятся новые задачи, на решение которых направлен ФГОС, который предусматривает переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных и личностных, также метапредметные.

Метопредметные УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляют основу умения учиться.

Слайд 3

В 1976 году Джон Флейвел (американский психолог) ввёл термин — метапознание- это способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью. Этот термин также обозначает особенную форму образования, в процессе которого ученик не усваивает лишь сухие цифры и факты, а целостно развивается как личность в течение всего образовательного процесса.

Мною были предприняты разные попытки сделать учение не только интересным и радостным, но и открывающим пути для формирования метапредметных умений. Работа по выдвижению — гипотез- это настоящая находка для учителя и ученика.

Метапредметный подход - новая образовательная технология, содержащая элементы исследовательского поиска, где вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотез. Причем для развития исследовательских навыков и творческих способностей ребенка в процессе выдвижения гипотез важно использовать принцип "Чем больше - тем лучше".

Слайд 4

Мы не знаем, что получится в итоге, и можем лишь предполагать. Гипотеза — это предположение о результате. Ни одно исследование без гипотезы не обходится. Без нее можно изучать материал, наблюдать, проводить учебный эксперимент, но не исследование!

Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют, знают.

Слайд 5

Исследование — это движение к неизвестному знанию. Ребенок по природе своей- исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике, как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- это естественное состояние ребёнка. Именно она порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психологическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся направлена на развитие метапредметных умений.

В качестве основных результатов учебной-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения:

-наблюдать;

-измерять;

-сравнивать;

-моделировать;

-выдвигать гипотезы;

-экспериментировать и т.д.

Слайд 6

Для формирования умения выдвигать гипотезы необходимо проводить подготовительные упражнения:

-Почему идет снег? Где спит Дед Мороз? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему дует ветер? Почему корабли не тонут? Почему бывают день и ночь?

Существуют неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это могут быть, например, такие: - Почему дождь идет? - «Это солнышко грустит и плачет», "Инопланетяне свою планету моют".

Существует несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

  1. "Сказочная гипотеза", например: придумайте сказочные объяснения того, почему медведь зимой спит (кошка мышей ловит).



  1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным: воздушный шарик,кирпич, печенье, игрушечный пистолет.



  1. Найдите возможную причину события:

- Мама обиделась.

- Служба спасения спешит на помощь...

- У Оли хорошее настроение.

- Друзья поссорились.

- Ежик несет яблоко на спине.



  1. Упражнение «Последствия событий». Что бы произошло, если бы золотая рыбка исполнила ваши три самые заветные желания? Представьте себе, что вы встретили тараканище из сказки К.И.Чуковского. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.



  1. Упражнение «Продолжи предложения": «Птицы поют песни, потому что…»; «Волк съел козлят, потому что…», "Петух кукарекает, потому что..."

Вывод: поэтому одно из главных умений исследования – умение выдвигать гипотезы и строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления ученика, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.

Гипотезы рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Способы проверки гипотез обычно делят на две большие группы: теоретические и эмпирические.

Слайд 7

В умении вырабатывать гипотезы у Александра Ильича Савенкова можно найти различные упражнения.

Выдающийся психолог посвятил жизнь созданию программ выявления и развития одаренных детей. Написал множество трудов практических пособий для учителей и воспитателей.

Слайд 8

Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

Медведь зимой не заснул, а бродил.

Варианты ответов:

  • Возможно он не наелся, и во сне ему приснилась еда. Он проснулся.

  • Может у него бессонница

  • Возможно его разбудили

  • А может это полярный медведь

  • Может он не хотел спать или забыл, что нужно лечь в спячку

  • А может он не мог найти берлогу

  • Допустим, ему стало интересно, что происходит зимой?

Вывод: Из 6 ребят, которые выдвигали предположение, считаю, что двое ребят выдвинули гипотезы, которые можно обосновать.

Слайд 9

Задания на объяснение явления:

Птицы низко летают над землёй…

Варианты ответов:

  • Может на земле птицы нашли что-то интересное

  • Возможно, испортилась погода, и они искали укрытие

  • А может наверху стало холодно, а ближе к земле теплее

  • Может ищут корм

  • Они захотели так летать

  • Возможно, у них устали крылья

Вывод: Из 6 ребят, которые выдвигали предположение, считаю, что двое ребят выдвинули гипотезы, которые можно обосновать.

Я думаю, если продолжить работу, можно многих научить выдвигать гипотезу к концу 2 класса.

Слайд 10

В этом году у меня второклассники. На уроках и в жизни мы используем проблемные ситуации, мы уже умеем ставить цели, составлять план действий. Но что такое гипотеза, только узнали.

Используя занятия внеурочной деятельности, проводила у ребят упражнения для формирования умения выдвигать гипотезы. Эти упражнения на детей оказали позитивное влияние на развитие познавательной активности.

В приобщении детей к исследовательской деятельности пока стараюсь нацеливаться не на результат, а на процесс. Приоритетной задачей является заинтересованность ребенка, вовлечение его в атмосферу исследовательской деятельности.

Слайд 11





Вывод

Уроки, направленные на работу с гипотезами учащихся, не могут быть проведены без опоры на метапредметные умения, и в то же время открывают путь для их естественного «включения» в урок. Полноценное самовыражение в творчестве создает творческую атмосферу вокруг ученика, педагог поощряет его деятельность, делая ее источником положительных эмоций и развития творческого потенциала. Ведь наивысшее счастье учителя – разделить с учеником радость открытия, радость творчества.

 Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.

Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.

Слайд 12

Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому для меня важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

- И вы, наверное, со мной согласитесь, что “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь”.

-Чтобы все получилось, необходимо верить в успех, а будущее принадлежит тому, кто верит в успех. И я желаю вам успехов!

Слайд 13

Список использованной литературы:

  1. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.

  2. Савенков И.А. Методики исследовательского обучения младших школьников. Издательство "Учебная литература" 2008г.

http://gorod1277.org/?q=content

https://www.google.ru/#q=учим+выдвигать+гипотезы

  1. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема»/ Учебное пособие для учащичя младших классов.- М., 1998.

  2. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование–2009–№2

  4. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012 и др.






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!