СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы в 5 классе».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей — это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы в 5 классе».»

Статья на тему:

«Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы в 5 классе».


«… Ученик будет сгорать от нетерпения учиться,

не боясь никаких трудов,

если учитель сможет развить в детях интерес

и творческий подход к учению».

В.А.Сухомлинский

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей — это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моего опыта работы — «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».

Выбранная мною тема является сегодня актуальной, так как проявляется ряд проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности,

  • ослабленный интерес к чтению и изучаемому предмету;

Цель моей работы – развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

  • воспитание всесторонне развитой, гармоничной и творческой личности;

  • развитие исследовательских умений;

  • воспитание личности, наделенной нравственными качествами.

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый делает вывод о ходе выполнения своей работы, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах «О чем мы уже знали?», «Что нового мы узнали?». Именно данные проблемные и аналитические вопросы помогают учащимся не только быть внимательными в разборе нового материала, но и развивают творческие способности путем анализа, объяснения, придумывания и рассказывания.

Считаю самостоятельную работу значительным событием в развитии творческого потенциала учащихся. Основной задачей на уроках русского языка я считаю обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать лексическое значение слова, рассматривание его в контексте этимологии и произношения. Учащиеся должны учиться высказывать свою собственную точку зрения, следовать «вслед за автором», выявляя отношение к происходящему, выставляя напоказ свои чувства, эмоции.

Основная задача – научить выражать свои мысли в различных формах (письменной и устной), уметь анализировать и давать оценку собственным суждениям и авторским. Естественно, что развитие творческих способностей учащихся с разными интеллектуальными способностями и социальными факторами. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты. Выполнение заданий типа «Объясни», «Докажи свою точку зрения».

Отсюда, выделю приемы развития творческих способностей:

  • работа над сочинениями и изложениями;

  • рецензирование сочинений; (Урок обучения сочинению-повествованию)

  • игры (как их составление, так и проведение);

  • творческие задания (классные и домашние);

Сделала вывод о том, что творческие задания повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, и, естественно, проявляют индивидуальные качества личности и характера учащихся.

Уроки развития речи: сочинения-описания картины, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, на лингвистические темы, по наблюдениям учащихся, эссе, сочинение с обрамлениями. В 5 классе роль учителя при выполнении творческих работ высока, но постепенно учащиеся начинают проявлять больше самостоятельности. Речевая деятельность — это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью разных языковых средств. Это поможет впоследствии ребенку ориентироваться при выборе правильного ответа во время выполнения заданий на ЕГЭ и ГИА.

Особенностью ребенка среднего возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.

Дети, перешедшие в 5 класс после начальной школы, любят уже не только читать сказки, но становиться их авторами. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Пришла к выводу, что учащимся среднего звена нравятся не только экскурсии с посещением парков в разное время года, но и словесное и письменное рисование картин. Природа на их страницах оживает, принимает черты олицетворения. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что детей необходимо научить рассказывать, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

Следующий вид творческой работы – это изложение. Казалось бы, что может быть проще – излагать авторские мысли, возможно, грамматически изменяя какие-либо формы. Но это не совсем так, потому что изложение — свободное воспроизведение. Задача детей — составить связный рассказ. Ведь в качестве изложений предлагаю тексты не только разных жанров, типов, стилей. Виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями – и все они представляют огромное поле деятельности учащихся и учителя.

Использование игр на уроках – неотъемлемая форма работы в 5 классе.

Игра — это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. В игре ребёнок раскрепощается, а, значит, и творить, и познавать в творчестве.

Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема : как повысить грамотность учащихся.

Каждый учитель знает, что приходится иногда несколько раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать? Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. В своей работе я планирую чаще использовать рифмованные тексты на запоминание теоретического материала, (например, «Не с глаголами не дружит, а частицей только служит: не пошел, не взял, не съел – вот у не как много дел», разные виды упражнений с использованием нетрадиционных уроков: урок- инсценирование, урок-репортаж, урок-расследование, урок-диспут, уроки — сказки, конкурсы, уроки — путешествия в страну Грамматику, по станциям).

Уроки – семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки — семинары помогают развить монологическую речь.

Практикую нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Более 15 лет назад взяла на вооружение опыт педагога С. Меженко. Систематизируя данную работу, довожу опыт детей до совершенства в области обобщения материала, составления таблиц, кроссвордов и другого вида работы.

В рамках работы по переходу на обучение на новые образовательные стандарты ставлю перед учащимися проблемные вопросы и задания. А уже в следующих классах дети самостоятельно формулируют проблему.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности — главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно — популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

На уроках русского языка необходимо развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником — субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы о том, что

в работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка; чаще придавать заданиям проблемный характер; учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся с учетом личностно-ориентированного подхода, посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода ученика и учителя.