РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Ученые, методисты, преподаватели литературы неоднократно подчеркивали в своих работах огромную роль выразительного чтения на уроках литературы. Большое значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К.С. Станиславского, Г.В. Артоболевского, В.Н. Аксенова и др.
Методисты подчеркивают особую роль выразительного чтения преподавателем, которое является образцом для обучающихся и позволяет более осмысленно воспринять произведение. Без выразительного чтения не может быть полноценного преподавания литературы. Основным инструментом является интонация, основывающаяся на технике речи, логике чтения и эмоционально-образной выразительности.
Основная проблема в развитии образного мышления, творческого воображения у студентов - это проблема формирования эмоциональной отзывчивости. Она объясняется тем, что учащиеся не вникают в глубинный смысл литературных произведений, не умеют оценивать психологическое состояние героев. Причин этого - множество, но самая очевидная из них - неспособность сопереживать и выражать эти чувства в отношениях с окружающими. Несомненно, сопереживание - это чувство, которое необходимо воспитывать с младенчества, как любовь к родным, уважение к старикам, доброту к животным.
К сожалению, современное семейное воспитание не всегда выполняет эти требования, поэтому так необходимы уроки литературы, на которых рассматриваются все нравственные вопросы, необходимые для развития гармоничной личности. Решить эту задачу как нельзя лучше помогают занятия по выразительному чтению. Подобные занятия могут проводиться в форме уроков выразительного чтения (на начальном этапе обучения), конкурсов чтения наизусть, олимпиад и др.
Основными правилами (установками) работы должны быть: эмоциональность, сопереживание, вежливость, внимательность, терпимость, даже при неудачном исполнении произведения. Преподавание литературы может быть основано и на нетрадиционных формах урока. Это уроки творчества с использованием художественных иллюстраций, классической музыки, индивидуального и хорового пения; сюжетные игры с использованием средств мультимедиа и др.
Тематика произведений, выбранных для выступления, может быть разнообразной, но самой благодатной почвой будут, несомненно, любовная и пейзажная лирика, т. к. ее образы - переживания рассчитаны на эмоциональное восприятие, поэтому ее исполнение и формирует эмоциональную деятельность студентов, развивает творческое воображение, исполнительские навыки. Необходимое условие - предоставить возможность студентам выбрать произведение самостоятельно и тем самым развить чувство ответственности у них. Восприятие лирики всегда индивидуально, т. к. у каждого человека свой художественный вкус. И волнение, которое мы испытываем, читая стихи, никогда не будет повторением чужих переживаний.
Выбирая стихотворение, студент перечитает массу произведений и остановит свое внимание только на том, которое вольно или невольно затронет его чувства, вызовет массу эмоций, способствующих лучшему исполнению. Всем известно, что нельзя сопереживать тому, что тебе не понятно или не интересно. А без сопереживания никогда не получится выразительного чтения. Но ни в коем случае нельзя предлагать студентам читать экспромтом - текст должен быть прочитан дома, проанализирован: определены паузы, выделены ударные слова, установлен нужный темп чтения. Приобретая навык выразительного чтения, студент непроизвольно приучается читать осмысленно, понимать прочитанное, развивая при этом и свою собственную речь.
В заключение подобных уроков можно предложить студентам составить «зарисовку», в которой откроется возможность передать свои чувства, впечатления о проделанной работе, выразить образно именно свои мысли, которые возникнут как прозаический или поэтический текст. И ничего страшного нет в том, что эти тексты будут несовершенны по форме, но зато глубоки по силе эмоциональных переживаний.