СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Шахматы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы получили огромное признание во всем мире. Стремительно растет количество любителей этой древней игры, которая уже стала всенародной.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Шахматы"»

Шахматы в дополнительном образовании.

Шахматы получили огромное признание во всем мире. Стремительно растет количество любителей этой древней игры, которая уже стала всенародной.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Шахматная игра способствует формированию и становлению личности, ее духовному обогащению, всестороннему и гармоничному развитию. При этом шахматы достаточно серьезное занятие и требуют длительного обучения.

Уже на первых шагах приобщения к этой игре юный шахматист убеждается, что одного желания выиграть партию, добиться весомого материального преимущества или провести красивую комбинацию на доске недостаточно. Совершенно очевидно, что сильные позиционные ходы или выигрышные комбинации не возникают по воле случая, а требуют определенной подготовки и должны быть обоснованы. Оказывается, что комбинация возможна лишь тогда, когда накоплен ряд позиционных преимуществ: имеются лучшая координация в действии фигур, перевес в силах на каком-либо участке доски, обеспечено безопасное положение короля. Сущности шахмат совершенно не соответствуют «слепые» действия на удачу: за каждый легкомысленный ход шахматист может понести наказание в виде ухудшения положения своих фигур или даже проигрыша партии.

Шахматы – мощный стимул развития любознательности. Уже первый опыт сражения за доской показывает начинающему шахматисту, что многих ошибочных ходов или даже проигрыша партий он мог бы избежать, если бы был знаком с разработанными ранее и известными в теории шахмат правилами и вариантами. Так первоначально возникает желание ознакомиться с элементарными комбинациями и дебютными ловушками, которое затем перерастает в устойчивую потребность глубокого изучения шахмат.

Великий русский чемпион мира А. А. Алехин писал: «Шахматы прежде всего учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни».

Несомненно, благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Однако представление о том, что шахматист в основном опирается на буквальное запоминание множества конкретных вариантов, держит в уме большой набор позиций с точным расположением всех фигур на доске, является ошибочным. Исследования ученых показали, что в мыслительной деятельности шахматиста преимущественное значение имеет не буквальное, механическое, а смысловое, логическое запоминание. Выяснилось, что позиции с наличием логических связей между расположением фигур воспроизводились в 4-5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок.

Шахматные успехи обусловлены высокой дисциплиной мышления и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания. Последовательной и сильной игрой можно довести партию до благоприятного положения. Но достаточно, хотя бы на короткий промежуток времени, ослабить внимание, как плоды всей кропотливой предыдущей работы могут быть обесценены. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».

Занятия шахматами стимулируют развитие таких важных познавательных процессов как воображение (фантазия) и предвидение. Без развития этих сторон личности научные открытия были бы немыслимы практически во всех областях знаний. Многие великие шахматисты тесно связаны с науками, например: Эмануил Ласкер и Макс Эйве были профессорами математики, Михаил Ботвинник был доктором технических наук.

Великий физик А. Эйнштейн считал, что воображение или фантазия важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции.

Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Уже первое правило шахматных соревнований: «Тронул фигуру – обязан ею сделать ход» указывает на строгую ответственность шахматиста. Совершенствуясь в игре, он неизбежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контролировать свои действия (например, взяв за правило, каждый раз проверять намеченный в уме ход), не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.

Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладевает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями. Путь шахматных сражений – это путь «взлетов» и неизбежных «падений».

Устойчивость характера наиболее рельефно проявляется в отношении к неудачам. Известны три типа реакций на неудачи: 1) пассивная, с последующим снижением энергии; 2) спокойная, уравновешенная; 3) повышено активная, «реваншистская». Как правило, успех сопутствует тем, кто критично и объективно оценивает причины своих неудач и в кратчайший срок преодолевает неизбежные отрицательные эмоции, пассивность или, напротив, чрезмерную агрессивность, граничащую с азартом.

Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. п. Эта борьба с приобретением шахматного опыта становится более осознанной и эффективной.

Можно полагать, что шахматы – полезная школа для воспитания стойкости и упорства в экстремальных ситуациях. Так, например, при обследовании студентов – шахматистов и не шахматистов было установлено, что первые добивались на экзаменах значительно более высоких показателей в сравнении с оценками в течение семестра. У не шахматистов преимущественно экзаменационных оценок над текущими было несущественным.

Шахматы развивают объективное отношение к себе. Шахматная партия проходит в обстановке острой взаимной критики. Каждый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. Проигрыш – обязательное следствие какого-либо собственного промаха. Винить кого-либо в поражении бессмысленно. Шахматист сам «пожинает» то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Образно говоря, он оказывает «один на один» перед истиной, которая проявляется в четкой и бесспорной форме.

Научные исследования, посвященные теоретическим и опытно-экспериментальным доказательствам психолого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображения.

Все большее внимание ученых, прежде всего педагогов и психологов, привлекает сопоставление методов развития специфических шахматных способностей школьников с некоторыми общепедагогическими концепциями формирования творческих качеств личности человека. Такой подлинно исследовательский подход к проблемам шахматной педагогики заслуживает особого внимания специалистов, объединения их усилий в организации научных исследований.



Список литературы:

1. Славин И.Л. Учебник-задачник шахмат. Издательство «Правда Севера», 1998. - 319 с.
2. Гершунский Б.С., Костьев А.Н. Шахматы - школе. М.: Педагогика, 1991. - 336 с.