Нестерова О. А.
Вечерняя школа сегодня
Аннотация: В данной работе представлен анализ специфики обучения в вечерней школе. Дана характеристика и выделены особенности образовательного учреждения такого формата. Приведены статистические данные по Российской Федерации, рассмотрены конкретные примеры.
Ключевые слова: вечерняя школа, преподавание, педагогика, система образования, учитель.
За последние 30 лет произошли существенные изменения в системе образования, соответственно они коснулись и статуса вечерних школ. Раньше в вечерних школах обучались, преимущественно, взрослые люди, которые по разным причинам не смогли получить среднее образование. Они шли учиться осознанно, понимая для чего им это необходимо, отношение к процессу обучения было серьёзное, добросовестное. Статус учителя в советских вечерних школах был высоким, отношение уважительное.
Сейчас в вечерних школах учатся в основном подростки, а заочная форма обучения позволяет совмещать работу и учебу совершеннолетним учащимся.
В настоящее время большое количество учащихся вечерних (сменных) школ являются несовершеннолетними. Из дневных общеобразовательных школ ученики переводятся решением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Причины перевода подростков разные, но всегда негативные. Чаще всего это пропуски занятий без уважительной причины, либо трудности в общении со сверстниками и педагогами. Иногда учащиеся вынуждены подрабатывать из-за тяжёлого материального положения в семье и тогда учёба у них уходит на второй план.
Так, многие из учеников состоят на каком-либо учете (ВШУ, КДН, ПДН), имеют приводы в полицию или уходы из дома. У части подростков низкая успеваемость и неспособность справиться с программой в дневной школе, сопровождает поведенческие нарушения [5].
Более половины учащихся в вечерних школах были вынуждены перевестись из-за тяжелого материального положения или социального неблагополучия в их семьях.
Социальная неблагонадежность обучающихся в вечерних школах часто связана с отсутствием контактов с родителями и нежеланием последних его поддерживать.
Избыточная свобода детей (отсутствие занятости вне школы, частые отлучки из дома) или полное ограничение их свободы (невозможность иметь друзей и посещать развлекательные мероприятия) может привести к конфликтным отношениям между родителями и детьми. При возникновении трудностей в образовательном процессе педагогу бывает не с кем провести беседу. Во многих случаях именно он замещает «взрослого», беря на себя дополнительные задачи, не связанные с обучением.
Несмотря на то, что в трудовой книжке учителя вечерней школы стоит классическая запись, педагоги оторваны от статуса «школьного учителя». Данные различия проявляются как в законодательной базе, так и в непосредственном отношении коллег. Так в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» говорится о том, что досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста [1]. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) указывается, что трудовой стаж в вечерних школах (или центрах образования) не засчитывается, если в образовательном учреждении менее 50 % несовершеннолетних. Таким образом, педагоги большинства данных учреждений не имеют права на досрочную пенсию [2].
Особое отношение складывается и с коллегами из дневных школ. Индивидуальные особенности учащихся часто не принимается во внимание при оценке эффективности деятельности педагогов. При оценке профессионализма педагога учитывается, прежде всего, успешность ученика, но за короткий период обучения ребенка в вечерней школе (большинство детей поступают на один-два учебных года для получения основного общего образования) полностью компенсировать упущенное за семь-восемь лет, не всегда представляется возможным. Низкие достижения учеников вечерних школ усложняют прохождение аттестации для педагогов.
Клевцовой С. Н. был проведен анализ контингента вечерних школ Ростовской области и согласно полученным данным около 40 % учеников, прибывших в вечернюю школу из дневной, хотя бы раз оставались на повторное обучение [3].
Общее образование в вечерних школах Российской Федерации получает около 250 тысяч учащихся, которые обучаются по очной и заочной форме [5].
Количество вечерних школ в регионах страны отличается. Так по данным государственного органа федеральной службы государственной статистики по г. Москве в столице в настоящее время насчитывается 21 вечерняя школа, в которых обучаются около 7000 учеников [5].
Региональный аспект имеет большое значение и для вечерних школ. Ряд регионов полностью отказались от существования данных заведений, признав их нерентабельными. Так, Ингушская республика, Коми-Пермяцкий автономный округ реорганизовали вечерние школы. Наибольшее количество учебных заведений и их наполняемость отмечены в ряде регионов Приволжского (Пермский округ, Башкортостан, Татарстан), Сибирского (Кемеровская, Новосибирская области) и Южного федеральных округов (Краснодарский край, Ростовская область, республика Дагестан).
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается менее 700 самостоятельных вечерних школ и реорганизация большинства из них обоснована экономическим кризисом и снижением необходимости обучения работающей молодежи. Только в г. Волгограде за последние несколько лет из восьми действующих вечерних школ осталось только четыре [5]. Ситуация напряжения связана с постоянной угрозой закрытия и потерей рабочего места. Данный фактор является причиной ухода молодых специалистов, готовых внедрять новые стандарты образования, из школы.
В связи с отсутствием единого государственного стандарта для вечерних школ (в отличие от советской системы образования) каждое образовательное учреждение создает свои разработки в соответствии с общеобразовательной программой, часто просто на основе простого объединения тем в планировании. В итоге учителю приходится осваивать с учениками тот же курс, что и в общеобразовательных школах, но в предельно короткие сроки. Ученики вечерних школ на общих основаниях сдают ОГЭ и ЕГЭ. Требования к работе педагогического коллектива вечерних школ такие же, как и в обычных дневных школах (без учета социальной сложности учащихся и их родителей).
Небольшой коллектив в вечерней школе одновременно является и фактором благоприятных, более близких отношений на работе и, в тоже время, может иметь негативные последствия. Педагогу приходится выполнять гораздо больший объем обязанностей и одновременно совмещать сразу несколько должностей. Часто педагоги имеют несколько классных руководств, преподают один-два и более учебных предмета и совмещают всё это с административными обязанностями.
Низкая заработная плата и отсутствие необходимого материально-технического и методического обеспечения становится причиной смены работы, в результате чего молодые специалисты практически не работают в вечерней школе.
Несмотря на высокие факторы риска в работе педагогов, вечерние школы продолжают выполнять значимую функцию в образовательной системе страны.
В настоящее время вечерняя школа с особым образовательным пространством, предоставляет возможность адаптации социально-неблагополучным и неуспевающим детям, а также работающей молодежи.
Список используемой литературы и источников
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Клевцова, С.Н. Адаптивное образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков [Текст]: автореф. дисск.п.н./ С.Н. Клевцова.- Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- Ростов-на-Дону, 2005. — 16 с.
Голина, Л. Н. Особенности профессиональной деятельности педагогов вечерних школ / Л. Н. Голина. — Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/238/12534/ (дата обращения: 20.10.2023).
Портал «Статистика Российского образования». Режим доступа: http://stat.edu.ru (дата обращения: 20.10.2023).