СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Наставничество в современном образовании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена наставнической деятельности в образовательном процессе. Эта статья поможет учителям понять специфику наставнической деятельности в условиях модернизации образования. Рассматриваются понятие наставничество, структура совместной деятельности наставника и сопровождаемого, задачи наставнической деятельности, формы и методы наставничества, личностные качества и компетенции наставников, результаты деятельности наставников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Наставничество в современном образовании"»

Наставничество в современном образовании

Н.М. Вотякова, г. Иркутск

Аннотация: Статья посвящена наставнической деятельности в образовательном процессе. Эта статья поможет учителям понять специфику наставнической деятельности в условиях модернизации образования. Рассматриваются понятие наставничество, структура совместной деятельности наставника и сопровождаемого, задачи наставнической деятельности, формы и методы наставничества, личностные качества и компетенции наставников, результаты деятельности наставников. В статье поясняется система наставничества, которая является инструментом повышения качества образования.

Ключевые слова: наставничество, совместная деятельность, социализация, самоопределение.

Актуализация проблемы наставничества в современной России обусловлена рядом противоречий:

1. Противоречие между многообразием образовательных услуг, социальных практик и стихийностью, недостаточным развитием механизмов оценки качества этих услуг и практик.

2. Противоречие между максимальной включенности учащегося в обширную систему социальных отношений и тенденциями социальной дезориентации подрастающего поколения.

В результате резко снижается готовность новых поколений к самостоятельному вхождению во взрослую жизнь, неразвита субъектная позиция. Усиливается эффект отчуждения человека, с его внутренним миром, от общества, с его правилами и требованиями. Итак, возникает необходимость в посреднике между растущим человеком и миром. В качестве такого посредника и выступает наставник.

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения учащихся, молодых специалистов, студентов-стажёров, новых сотрудников, руководителей.

Специфика наставнической деятельности в общеобразовательной организации

Психолого-педагогическая основа наставничества может быть представлена как четыре пары взаимодействующих процессов, при этом в каждой паре первый процесс является основным, второй — вспомогательным.

1. Базовая деятельность наставника — деятельность наставника по сопровождению. Базовая деятельность наставника — основной вид профессиональной деятельности, в которую наставник включен (в качестве человека (профессионала), обладающего соответствующим опытом) и в которую он призван погрузить сопровождаемого. Это может быть образовательная, профессиональная, досугово-развивающая, творческая, коммуникативная деятельность.

2. Деятельность сопровождаемого (образовательная, профессиональная, волонтерская) — деятельность наставника.

Наличие сопровождаемого, обладающего определенным образовательным дефицитом, является центральным фактором, требующим необходимости наставника, и одновременно центральным условием, обеспечивающим возможность наставничества.

3. Базовый процесс развития сопровождаемого (социализации, самоопределения и т. д.) — наставничество. Вид наставнической деятельности и компетенции наставника должны соответствовать типу базового процесса развития.

4. Развитие сопровождаемого в процессе деятельности — деятельность сопровождаемого (учебная, игровая, трудовая, проектно-исследовательская) и т. д. Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а путем вовлечения сопровождаемого в ту или иную деятельность, с последующей организацией ее обсуждения и осмысления полученного опыта.

Структура совместной деятельности наставника и сопровождаемого.


Задачи наставнической деятельности и типы наставничества

Деятельность наставника включает в себя решение комплекса задач.

1. Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник.

2. Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности.

3. Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций).

4. Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

Формы и методы наставничества

Формы наставничества:

1. Индивидуальная — предполагает персонализированное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.

2. Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

4. Взаимная (peer) — организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.

5. Онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, Youtube).

Методы организации деятельности сопровождаемого:

– организация обсуждения;

– создание специальных ситуаций;

– методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания;

– нетворкинг-метод организации контактов и взаимодействия, сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными партнерами (например, школьников — с представителями профессиональных образовательных организаций, вузов, предприятий, работодателей);

– личный пример, консультирование.

Личностные качества и компетенции наставников

– устойчивая внутренняя мотивация к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям;

– содержательный интерес к деятельности, которую осваивает обучающийся;

– открытость, общительность, коммуникабельность;

– лидерские качества;

– настойчивость, нацеленность на результат;

– терпение и толерантность;

– соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры;

– склонность к постоянному саморазвитию.

Компетенции наставника:

– эмоциональный интеллект;

– коммуникативная компетенция;

– педагогический такт;

– готовность к сотрудничеству;

– креативность, способность решать нестандартные задачи.

Результаты деятельности наставников и критерии их оценки

Показателями результативности деятельности наставника могут выступать: способность сопровождаемого самостоятельно осуществлять деятельность; высокие результаты деятельности, демонстрируемые сопровождаемым; сформированность у сопровождаемого ценностно-смысловых установок; устойчивая внутренняя мотивация сопровождаемого к деятельности; компетентность сопровождаемого в деятельности, которую он осваивает.

Жизненный и педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методичек, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие наставника и сопровождаемого.




Литература


1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.

2. Абанкина И. В. Образование: устремленность в будущее // Притяжение образования: 5-е Сабуровские чтения: тез. докл. — М.: Логос, 2015. — С. 188–199.

3. Наставничество в школе http://ped-kopilka.ru/blogs/aleksandra-aleksevna- filina/nastavnik-v-sovremenoi-shkole-navigator-v-mire-profesionalnyh-kompetencii.html

4. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка (Монография)/ С.И. Поздеева – Томск: 2013, 168 с., с.90-104.