Наставничество в современном образовании
Н.М. Вотякова, г. Иркутск
Аннотация: Статья посвящена наставнической деятельности в образовательном процессе. Эта статья поможет учителям понять специфику наставнической деятельности в условиях модернизации образования. Рассматриваются понятие наставничество, структура совместной деятельности наставника и сопровождаемого, задачи наставнической деятельности, формы и методы наставничества, личностные качества и компетенции наставников, результаты деятельности наставников. В статье поясняется система наставничества, которая является инструментом повышения качества образования.
Ключевые слова: наставничество, совместная деятельность, социализация, самоопределение.
Актуализация проблемы наставничества в современной России обусловлена рядом противоречий:
1. Противоречие между многообразием образовательных услуг, социальных практик и стихийностью, недостаточным развитием механизмов оценки качества этих услуг и практик.
2. Противоречие между максимальной включенности учащегося в обширную систему социальных отношений и тенденциями социальной дезориентации подрастающего поколения.
В результате резко снижается готовность новых поколений к самостоятельному вхождению во взрослую жизнь, неразвита субъектная позиция. Усиливается эффект отчуждения человека, с его внутренним миром, от общества, с его правилами и требованиями. Итак, возникает необходимость в посреднике между растущим человеком и миром. В качестве такого посредника и выступает наставник.
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.
Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения учащихся, молодых специалистов, студентов-стажёров, новых сотрудников, руководителей.
Специфика наставнической деятельности в общеобразовательной организации
Психолого-педагогическая основа наставничества может быть представлена как четыре пары взаимодействующих процессов, при этом в каждой паре первый процесс является основным, второй — вспомогательным.
1. Базовая деятельность наставника — деятельность наставника по сопровождению. Базовая деятельность наставника — основной вид профессиональной деятельности, в которую наставник включен (в качестве человека (профессионала), обладающего соответствующим опытом) и в которую он призван погрузить сопровождаемого. Это может быть образовательная, профессиональная, досугово-развивающая, творческая, коммуникативная деятельность.
2. Деятельность сопровождаемого (образовательная, профессиональная, волонтерская) — деятельность наставника.
Наличие сопровождаемого, обладающего определенным образовательным дефицитом, является центральным фактором, требующим необходимости наставника, и одновременно центральным условием, обеспечивающим возможность наставничества.
3. Базовый процесс развития сопровождаемого (социализации, самоопределения и т. д.) — наставничество. Вид наставнической деятельности и компетенции наставника должны соответствовать типу базового процесса развития.
4. Развитие сопровождаемого в процессе деятельности — деятельность сопровождаемого (учебная, игровая, трудовая, проектно-исследовательская) и т. д. Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а путем вовлечения сопровождаемого в ту или иную деятельность, с последующей организацией ее обсуждения и осмысления полученного опыта.
Структура совместной деятельности наставника и сопровождаемого.
Задачи наставнической деятельности и типы наставничества
Деятельность наставника включает в себя решение комплекса задач.
1. Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник.
2. Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности.
3. Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций).
4. Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.
Формы и методы наставничества
Формы наставничества:
1. Индивидуальная — предполагает персонализированное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.
2. Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.
3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.
4. Взаимная (peer) — организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.
5. Онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, Youtube).
Методы организации деятельности сопровождаемого:
– организация обсуждения;
– создание специальных ситуаций;
– методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания;
– нетворкинг-метод организации контактов и взаимодействия, сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными партнерами (например, школьников — с представителями профессиональных образовательных организаций, вузов, предприятий, работодателей);
– личный пример, консультирование.
Личностные качества и компетенции наставников
– устойчивая внутренняя мотивация к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям;
– содержательный интерес к деятельности, которую осваивает обучающийся;
– открытость, общительность, коммуникабельность;
– лидерские качества;
– настойчивость, нацеленность на результат;
– терпение и толерантность;
– соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры;
– склонность к постоянному саморазвитию.
Компетенции наставника:
– эмоциональный интеллект;
– коммуникативная компетенция;
– педагогический такт;
– готовность к сотрудничеству;
– креативность, способность решать нестандартные задачи.
Результаты деятельности наставников и критерии их оценки
Показателями результативности деятельности наставника могут выступать: способность сопровождаемого самостоятельно осуществлять деятельность; высокие результаты деятельности, демонстрируемые сопровождаемым; сформированность у сопровождаемого ценностно-смысловых установок; устойчивая внутренняя мотивация сопровождаемого к деятельности; компетентность сопровождаемого в деятельности, которую он осваивает.
Жизненный и педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методичек, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие наставника и сопровождаемого.
Литература
1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
2. Абанкина И. В. Образование: устремленность в будущее // Притяжение образования: 5-е Сабуровские чтения: тез. докл. — М.: Логос, 2015. — С. 188–199.
3. Наставничество в школе http://ped-kopilka.ru/blogs/aleksandra-aleksevna- filina/nastavnik-v-sovremenoi-shkole-navigator-v-mire-profesionalnyh-kompetencii.html
4. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка (Монография)/ С.И. Поздеева – Томск: 2013, 168 с., с.90-104.