СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Навыки сотрудничества с младшими школьниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Навыки сотрудничества с младшими школьниками"»

«Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях»

Современный ребенок проводит в школе 11 лет. Это очень важная часть его жизни. Приходя в 6 -7 лет в школу он сталкивается с ситуацией, которая требует от него, прежде всего, развития личности. И необходимо, чтобы эта ситуация стала для ребенка ценным и позитивным опытом. Но нередко она становится для ученика стрессогенной и неприятной.

Очевидно, что и детям, и педагогам сейчас сложнее, чем раньше организовывать учебный процесс. Все больше времени приходится уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Существует своеобразный замкнутый круг: учителям приходится работать с все большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и "неуправляемыми". Тогда учителя пытаются еще сильнее вмешиваться в работу класса и ведут себя все жестче и жестче...Часто педагоги жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые, как раньше. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Понимая важность сложившийся ситуации, я хочу предложить игры немецкого психолога Клауса Фопеля, собранного в сборниках психологических игр и упражнений "Как научить детей сотрудничать?".

С одной стороны - это релаксация учащихся после напряженного учебного дня, а с другой стороны формирование субъективности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Педагог может помочь ребенку осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь ему стать более терпимым, гибким и внимательным, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одиноким. Он может научить его простым жизненным мудростям:

— проанализировать ситуацию, в которой ребенок оказался, и принять решение, не позволяя себя подгонять;

— осознать, что взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

— не ожидать от других, что они прочтут его мысли, говорить им о том, что он хочет, чувствует и думает;

— не обижать других людей и не давать им "потерять лицо";

— не нападать на других, когда ему плохо.

Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, развивать в них эмпатию, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Целью данных занятий во внеурочной деятельности является осуществление требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отраженного в пункте 8 Стандарта: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Сначала я пыталась провести с детьми все игры, которые запланировала на данном уроке. Первое упражнение на релаксацию необходимо всем, оно помогает детям расслабиться и переключиться на новый вид деятельности. Вторая игра (основа урока) у всех классов занимаем различное время. Чаще всего, мы решаем поставленную в ней задачу все оставшееся время. Но иногда я вижу, что игра в классе «не идет». И тогда на помощь приходят подвижные игры, которые также решают коммуникативные задачи. Клаус Фопель рекомендует творчески подойти к выбору, адаптации к конкретным условиям и, может быть, дальнейшему развитию предлагаемых игр и упражнений, что я и делаю во время работы с детьми.

Дети позитивно относятся к нашим занятиям, ждут их. И нередко какой-нибудь ребенок подходит в конце урока и просит совета для решения проблемы, которая возникла у него в классе.

Я попросила детей ответить на три вопроса:

1. Стал ли ты лучше понимать свои эмоциональные ощущения и свой организм в результате занятий ?

2. Стал ли ты больше внимания обращать на других людей, на их настроение и самочувствие?

3. Используешь ли ты в жизни какие-нибудь приемы и практические советы, которые ты получаешь на наших занятиях?

Результаты этого маленького теста порадовали.

Опрошены дети моего класса, посещающие занятия. В среднем положительно на первый вопрос ответили 92% учеников, а на второй 79%. И почти 30% детей на практике используют что-нибудь из полученных знаний и навыков (они четко объяснили, чем именно пользуются).

Вывод: Я решила поделиться опытом с коллегами города Набережные Челны РТ.

22 августа 2014 года я провела мастер-класс на тему «Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях» на региональной августовской конференции «Достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования средствами учебной и внеурочной деятельности».

14 марта 2015 года на базе ФПКиПП ФГБОУ ВПО «НИСПТР» города Набережные Челны я провела еще мастер-класс на тему «Развитие навыков сотрудничества со сверстниками посредством психологических игр Клауса Фопеля» на региональной научно-практической конференции «Достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования».

Моим опытом заинтересовались многие учителя начальных классов Республики Татарстан.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009г. № 373

2. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)

3. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Часть 1 Перевод с немецкого// Москва «ГЕНЕЗИС» 1998

4. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Часть 2 Перевод с немецкого// Москва «ГЕНЕЗИС» 1998

5. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Часть 3 Перевод с немецкого// Москва «ГЕНЕЗИС» 1998

6. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Часть 4 Перевод с немецкого// Москва «ГЕНЕЗИС» 1998