КАК НЕ УСИЛИТЬ НЕГАТИВИЗМ РЕБЕНКА
Не секрет, что у маленьких детей ещё полностью не сформирована психика и, поэтому они не могут держать свои эмоции под контролем самостоятельно. Каждый согласится со мной, что если у ребенка нет опыта справляться с нахлынувшими чувствами, сдерживать свои деструктивные эмоции, то со временем это не сходит на нет, а усилятся, отшлифовывается.
Если при начинающихся истериках или «выкрутасах» ребенка его просто наказывали (читаем – «дрессировали»), то улучшало ли это ситуацию?
Однозначно, что наказание за плохое поведение, в этом случае, только усугубляет ситуацию.
Есть несколько способов справиться с непослушанием, истериками или агрессией у детей. Однако сразу огорчу: это не волшебные пилюли, не волшебная палочка, не чародей-колдунчик… Это определенная система взаимодействия с ребенком. И только она работает.
Даже если поначалу Вы справляетесь с истериками и срывами ребёнка силой своего авторитета, страхом, то со временем он обязательно начнет Вам отвечать. А потом превзойдет Вас. И именно сейчас или никогда: ВЫБИРАЙТЕ.
Итак, если Вы хотите научить ребенка справляться с негативными переживаниями, то:
1. Помните, пожалуйста, при любом раскладе: ребенок, которым овладела злость и гнев сам страдает. Он чувствует опасность и тревогу. Он не знает, как отреагировать свои переживания, но и соответствовать Вашим ожиданиям сейчас у него не получается. Вы ведь тоже часто не хотите соответствовать представлениям Ваших родителей, коллег, начальников и т.д...
Вы должны сдержать свои негативные эмоции, направленные на ребенка от его неудобного/ неправильного поведения. Сделайте глубокий вдох и успокойтесь сами.
Примите своего ребенка вместе с его эмоциями, даже если они негативны. Будьте рядом. Покажите пример, как справляться со своими чувствами. Вы, человек с опытом в ситуации с ребенком не можете найти правильное решение. А опыт маленького человечка вообще ничтожен. Приобретайте его вместе с ним!! Разговаривайте. Обсуждайте.
2. Расспросите ребенка, почему он злится или расстроен. Научите его понимать причины своих чувств. Пусть эта причина может быть и не разумна (сломанная игрушка, запрет на планшет или грубое слово товарища). Но тот факт, что Вы рядом и не отворачиваетесь от него эмоционально, даст ему чувство защищенности.
3. Донесите, до ребенка, что нет «плохих» и «хороших» эмоций. Не успокаивайте ребенка дежурными словами и не учите его в момент кризиса, как поступить. Примите его с его чувствами.
Цените, что он делится своими переживаниями с Вами, потому что доверяет. Это поможет ребенку и самому принять свои чувства. Разберите все способы решения происшедшей ситуации вместе.
4. Не обесценивайте переживания ребенка, причины его срыва: «Это такая мелочь!», «Не выдумывай! Я в твоем возрасте…», «С жиру бесишься…». От этого его негативизм усилится. От обесценивания вырастают равнодушные и травмированные люди.
5. Научите ребенка держать свою злость под контролем. Он не должен в гневе причинить кому-нибудь вред (швырять/ломать вещи, бить кого-либо, оскорблять и т.д.).
Попросите его рассказать вам на что он злится, вспомните свой опыт или подобные случаи (если ничего подобного в Вашей истории нет, придумайте, обыграйте!!). И постарайтесь сами не совершать импульсивных поступков.
6. На эмоциях не наказывайте ребенка, не ставьте ему ультиматумы, ведь он и так испытывает страх. А если вдруг сказали лишнее, выполните то, о чем сказали в пылу в наиболее мягком варианте.
Постарайтесь установить эмоциональный, тактильный контакт с ребенком. Он должен чувствовать себя в безопасности, в системе семьи, чтоб понять, как вести себя дальше. И именно Вы должны ему в этом помочь.
7. Как один из вариантов проработки ситуации: поменяйтесь с ребенком местами и разыграйте ситуацию, используя костюмы. Это разрядит обстановку, и даст уверенность в том, что вы на «одной волне». Так вы быстрее подтолкнете ребенка к решению проблемы. Поменяйтесь ненадолго местами: «В течение часа ты будешь мама/папа, а я твой ребенок…». Экспериментируйте!!
8. Подумайте вместе с ребенком, что может дать ему чувство уверенности, перспективы, самоценности, создать ситуацию успеха: робототехника, программирование, танцы, просмотр любимого мультфильма/ кинофильма, упражнение на дыхание, рисование. А может быть – нарисовать свой гнев или страх и выбросить рисунок!
Или соорудите из диванных подушек крепость, пусть ребенок спрячется за баррикадами, и проведите «бой» бумажными шариками, антистрессовыми мячами и т.д. Это разрядит обстановку, объединит вас, и подарит неподражаемый, непередаваемый словами опыт.
9. Для маленьких детей (и не только для них) очень важен режим дня и сбалансированное питание, а также количество объятий и проявлений любви от родителей в течение дня.
Человеку для правильного самовосприятия необходимо не менее 27 касаний. Обратите внимание, получаете ли Вы сами эти 27 касаний? Даете ли своему ребенку? Или он у Вас их вырывает силой, поведением, эмоциями?
Возьмите себе за правило тактильно играть (это может быть шуточный массаж, поглаживания по голове, спине, руке, объятия перед уходом, сном и т.д.).
10. Так же важно позаботиться о себе. Обратите внимание на свой образ жизни: что вы едите, достаточно ли вам времени для сна и отдыха, физической активности. Ребенку нужен хороший пример! И важен спокойный/ счастливый родитель (как бы банально это не звучало).
11. Будьте терпеливы сами. Этим вы научите ребенка справляться со своими чувствами.
И… я держу за Вас кулачки!!!