СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Опыт создания портфолио в процессе проектной деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания в предметной области, принести пользу окружающим, показать публично достигнутый результат. Целью проекта всегда является решение какой-то значимой для ученика проблемы, и в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Опыт создания портфолио в процессе проектной деятельности»»

«Опыт создания портфолио в процессе проектной деятельности»

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания в предметной области, принести пользу окружающим, показать публично достигнутый результат. Целью проекта всегда является решение какой-то значимой для ученика проблемы, и в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Работать над проектом сложно. Ученик и учитель последовательно проживают такие этапы, как: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. Самыми трудными считаются поисковый и аналитический этапы, т.к. именно на них приходится основная нагрузка, связанная с определением тематического поля проекта, анализом идеальной и реальной ситуациями, определением противоречия и формулированием проблемы, анализом проблемы, поиском способа решения проблемы и составлением плана реализации проекта. Ученики на этих двух этапах активно и много работают с информацией.

В процессе работы над проектом ученики проводят опросы, экспериментируют, осуществляют поиск необходимой для реализации проекта информации, создают эскизы, делают фотографии, фиксируют идеи, создают тексты разных жанров и т. д. Все материалы, которые они находят или порождают сами в процессе реализации проекта, им необходимо где-то хранить. Соответственно, надобность в портфолио возникает сама собой. Как выглядит этот портфолио?

Если говорить о структуре, то она аналогична классическому портфолио: также имеются 4 основных раздела (Портрет, Коллектор, Рабочие материалы и Достижения). Раздел «Портрет» содержит информацию об авторах проекта, их замысле, ситуации, которую они хотели бы изменить благодаря работе над проектом. Также сюда помещается титульный лист с информацией, когда была начата и закончена работа над проектом. В разделе «Коллектор» помещаются рабочие листы, которые созданы специально для использования их учениками и учителями в ходе проектной работы и которые подробно информируют и учителя и ученика, в какой логике и какой последовательности необходимо осуществлять шаги, реализуя любой проектный замысел. Пока эти листы не заполнены учениками, они располагаются в данном разделе. По мере же их заполнения, они перекладываются в раздел «Рабочие материалы». В разделе «Коллектор» также находятся различные инструкции, алгоритмы, схемы, графики, ксерокопии статей и т. д., которые созданы другими людьми и необходимы ученикам для работы над проектом.

В разделе «Рабочие материалы» располагаются материалы, которые созданы самими учениками: разные тексты, схемы, графики, списки вопросов, результаты анкетирования, интервьюирования, заполненные учениками рабочие листы из раздела «Коллектор», тексты публичного выступления.

В разделе «Достижения» могут быть помещены любые листы, на которых, с точки зрения учеников, запечатлены их лучшие результаты, какие-то их персональные и групповые достижения. Также в этот раздел помещаются отчеты учеников, материалы, связанные с анализом работы над проектом. Обязательным элементом этого раздела становятся оценочные листы, которые позволяют ученикам заранее увидеть, как их будут оценивать, а также, какие аспекты информационно-коммуникативной компетентности и как будут проявляться в работе над проектом. Если имеются, то сюда же помещаются – сертификаты, грамоты, которые они получают на различных конкурсах проектов.

С учениками, которые реализуют проекты, проводится внеурочная работа в рамках факультативного курса «Основы проектной деятельности», руководителем которого я являюсь. Факультативный курс носит информационный и обучающий характер. Целью этого курса является создание условий для овладения учениками основными способами деятельности, которые связаны с проектной работой. Так, например, если ученики не знают, как грамотно провести опрос, кто-то их заранее должен этому научить. Мы этому учим на занятиях факультатива. Занятия проходят 1 раз в неделю. Для проведения занятий факультативного курса приобретены рабочие тетради «Основы проектной деятельности», составлена рабочая программа. В содержании курса выделены следующие разделы: планирование проектной деятельности, формирование проектной папки по проблеме, презентация продукта, анализ результатов и качества выполнения проекта. Во время занятия учащиеся используют рабочие тетради, которые задают структуру организации и содержания курса, определяют последовательность действий учащегося, помогая в освоении новых способов деятельности через систему упражнений. Материалы, созданные во время занятий, пополняют папку-портфолио рабочей группы (помещаются в раздел «Рабочие материалы»). Сегодня у вас как раз появится возможность увидеть, как мы готовим материалы для портфолио в рамках такого факультативного занятия.

Все материала портфолио проектной деятельности связаны напрямую с разными аспектами информационно-коммуникативной компетентности и становятся замечательным источником информации для самого ученика и учителя на предмет определения сформированности этой компетентности у группы детей, реализующих тот или иной проектный замысел.

Например, одна из групп, руководителем которой я являюсь, работает над темой «Выбор профессии». Ребята сами выбрали данную тематику, т. к. столкнулись с проблемой профориентации: не знают, как определить, с какой профессией в дальнейшем связать свою жизнь. Наблюдая за ними в процессе их работы над проектом и за листами в портфолио, я могу сказать, что они уже неплохо умею формулировать и представлять свое мнение по проблеме, но еще недостаточно для их возраста сформированы умения публично выступать, отстаивать свои точку зрения.

В конце нашей совместной с учениками работы я обязательно помогу им увидеть и плюсы и минусы в их работе, помогу осознать, какие умения у них отсутствуют в связи с теми проблемами, которые возникали в процессе реализации проекта. Я постараюсь помочь им спланировать их дальнейшие шаги, связанные с саморазвитием и самореализацией, и еще раз обозначу важность ключевых компетентностей (в частности, информационной и коммуникативной) для достижения человеком успеха в жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!