Организации самостоятельной работы обучающихся
профессиональных образовательных организаций
Савченко Оксана Викторовна,
г. Волгоград
Реализация компетентностного подхода при обучении математическим дисциплинам требует создания новых учебно-методических разработок, основанных на современных технологиях обучения и оценивания знаний и умений студентов, а также оценки сформированности компетенций. Современному обществу требуются специалисты, обладающие логическим мышлением, умеющие рационально организовывать свою деятельность и, главное, способные самостоятельно приобретать знания, необходимые для дальнейшего самообразования и карьерного профессионального роста.
Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебной деятельности, которая планируется и организуется с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов средних профессиональных образовательных учреждений, формирования самостоятельного мышления. Время, отводимое на организацию самостоятельной работы, увеличивается, поэтому становятся актуальными вопросы организации самостоятельной работы студентов. Облегчить и автоматизировать работу преподавателя по ее организации может система дистанционного обучения Moodle. Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) свободно распространяемая программа, позволяющая преподавателю конструировать дистанционные курсы с возможностями создания и размещения обучающих материалов в виде файлов различных типов. Moodle русифицирована и проста в освоении. Курс, созданный в Moodle, представляет набор интерактивных элементов, сгруппированных в учебные модули по темам или неделям обучения.
Платформа Moodle предоставляет широкие возможности для обучения и контроля студентов в процессе изучения различных дисциплин, как средства организации самостоятельной работы студентов. С помощью программы преподаватель имеет возможность:
управлять установками курса, включая регистрацию студентов на курс, исправлять содержание курса;
в любое время загружать необходимую информацию, которая будет доступна студентам, записавшимся на курс;
создавать электронные лекции и размещать обучающие материалы в виде файлов различных типов;
организовать контроль знаний и умений студентов при помощи обучающих тестов и тестов контроля знаний, что позволяет быстро и качественно оценить широкий контингент обучающихся;
организовывать консультации или занятия в форумах, чатах и т.д.
Студентов, зарегистрированных на курс, можно записывать в несколько групп и потоков. Потоки дают право показывать некоторые элементы курса только для определенных участников. Мощная система отслеживания активности участников курса позволяет в любой момент увидеть полную картину как об участии в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса. Преподаватель может отслеживать работу студентов: кто заходил в курс, выполнил задание, как выполнил, сколько времени потратил, какую отметку получил. После выполнения в Moodle заданий обучающимися все оценки автоматически выставляются в один журнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов. Интеграция с почтой позволяет отправлять по e-mail любую учебную информацию.
Разработанный курс по дисциплине «Математика» имеет общий набор ресурсов и элементов. К таким элементам относится новостной форум (создается автоматически), позволяющий оповещать студентов о разного рода событиях. Курс дисциплины содержит несколько разделов. Каждый раздел включает в себя лекции, содержание необходимый теоретический материал и достаточное количество примеров, позволяющих студенту самостоятельно разобраться в изучаемом материале, и задания для самостоятельной отработки необходимых знаний, умений и навыков по теме.
Для проверки готовности студента к усвоению нового материала, формирования навыка решения задач, контроля усвоения учебного материала используются тестовые задания. В результате прохождения этих тестов автоматически выводятся оценки, и у студента появляется возможность вовремя обнаружить недостаток знаний и самостоятельно устранить пробелы в знаниях, вовремя получить консультацию преподавателя. Преподаватель имеет возможность получать сводные оценки сразу по всем студентам и по каждому студенту в отдельности.
Работа студентов в системе дистанционного обучения Moodle позволяет продуктивно организовать самостоятельную работу в любое удобное для него время, эффективно формировать компетенции и оценивать свои знания. Преподаватель получает возможность оказывать влияние на деятельность студентов, корректировать их пробелы в знаниях, формировать у студентов высокую мотивацию к обучению, минимизировать негативное отношение к математическим дисциплинам, повысить эффективность процесса обучения.