СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация проектной деятельности обучающихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются теоретические основы проектной деятельности и вопросы её организации, как одного из инновационных методик организации процесса образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация проектной деятельности обучающихся"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Путерий А. А., заместитель директора

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы проектной деятельности и вопросы её организации, как одного из инновационных методик организации процесса образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, образовательный процесс, обучающиеся.


Современный образовательный процесс представляет собой синтез традиционных методик обучения и инновационных информационных технологий. Использование передовых интерактивных методик и технологий преподавания позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов высокого уровня в различных областях и сферах деятельности. Несмотря на огромное многообразие подобных методик, наибольший интерес вызывает именно метод проектного обучения. В соответствии с современными образовательными стандартами Российской Федерации, проектно-ориентированное обучения является неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование в процессе обучения метода проектов позволяет формировать профессиональные знания, умения и навыки.

На сегодняшний день метод проектов обеспечивает:

• Активную позицию учащихся;

• Развитие познавательного интереса участников образовательного процесса;

• Формирование профессиональных знаний, умений и навыков;

• Связь обучения с жизнью.

Однако, использование метода проектов в образовательном процессе без учёта основных требований, не позволяет достичь заявленных результатов. Приведём основные требования к использованию метода проектов:

• Наличие значимой проблемы;

• Значимость предполагаемых результатов;

• Деятельность участников проекта должна быть самостоятельной;

• Наличие структуры в содержательной части проекта с указанием промежуточных результатов на каждом этапе;

• Использование исследовательских методов.

В широком смысле под образовательным проектом понимается совместная учебно-познавательная (творческая, поисковая, исследовательская, игровая) деятельность обучающихся направленная на достижение конечного результата. Наиболее обобщённым является следующее понятие:

Проект — ограниченная по времени совместная или индивидуальная деятельность, представленная в виде системы мероприятий, направленная на решение конкретной проблемы и достижение поставленной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путём решения поставленных целей и задач.

Проектирование — процесс создания проекта и оформление его в какой-либо внешне выраженной форме.

Рассмотрим основные черты проектной деятельности.

Одной из основных черт проектной деятельности является то, что цель, в основе которой лежит проблемная ситуация, решается не напрямую, а путем достижения многих поставленных задач.

Второй особенностью является мотивация авторов, которые создают проект. Вследствие чего получаем, что при работе над проектом должны быть решены не только проблемные вопросы, но и сам замысел обучающегося.

Третьей важной особенностью проектной деятельности является её адресный характер. В ходе работы над проектом обучающийся полностью выражает своё мнение, касающееся заявленной проблемы. Следовательно, автор работы ищет адресата, т.е. человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде конечного продукта.

Вопросом типологии проектов занимались различные авторы, например, Е.С. Полат, Г.К. Селевко [2, 3], и другие. Основываясь на анализе работ этих авторов, стоит отметить, что для того, чтобы определить тип проекта, необходимо выделить его доминирующий вид деятельности. Таким образом, получаем следующую классификацию:

1)    по методу, доминирующему в проекте:

  • исследовательский;

  • творческий;

  • информационный;

  • игровой;

  • практико-ориентированный;

2)    по характеру координации:

  • непосредственный (с открытой координацией);

  • со скрытой координацией;

3)    по числу участников:

  • индивидуальный;

  • парный;

  • групповый;

4)    по характеру контактов:

  • внутренний (региональный);

  • международный;

5)    по продолжительности:

  • краткосрочный;

  • среднесрочный;

  • долгосрочный.

Авторы [2, 3] в своих работах приводят различные этапы организации проектной деятельности. Нетрудно заметить, что все этапы различаются незначительно. Резюмируя, можно выделить четыре основных этапа:

- подготовительно-организационный;

- практический (разработка проекта);

- представление конечного продукта;

- оценивание и рефлексия.

При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:

  • выбор темы;

  • обоснование актуальности;

  • определение проблемы;

  • формулирование гипотезы (для исследовательского проекта);

  • формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);

  • определение этапов работы:

  • подбор методов и средств решения проблемы;

  • проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;

  • получение и анализ данных;

  • оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.);

  • обсуждение и корректировка данных;

  • выражение ожидаемого результата (представление).

Информационно-коммуникационные технологии в обучение на основе проектной деятельности повышают эффективность и качество обучения, так как позволяют применять различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без использования: совместная работа обучающихся с использованием компьютера (ноутбука); поиск информации в сети Интернете; использование различных дополнительных электронных ресурсов; приложений и программ.

Кроме того, результатом выполненного проекта является презентация готового продукта. Презентацию проектной деятельности предпочтительно предоставлять в визуализированной форме. Информационно-коммуникационные технологии, в том числе и онлайн сервисы Интернет, позволяющие визуализировать результаты проектной деятельности обучающихся и обладают несомненным потенциалом для организации увлекательной продуктивной деятельности всей команды.

Одной из наиболее распространенных программ для реализации готового продукта проектной деятельности - является Microsoft Office Power Point. Данная программа проста в использовании и позволяет продемонстрировать как текстовую информацию, так и аудио и видео материалы.

Еще одной программой для создания презентаций является Apple Keynote. Она содержит богатый набор для профессионального оформления любой из задуманных идей. В данной программе доступны различные эффекты, шрифты и инструменты для редактирования текста.

Prezi – современное решение для создания динамичных и необычных презентаций. Презентация будет выглядеть как одна большая карта, на которой можно размещать текст, видео, снимки и прочую информацию.

Данная программа идеально подходит для креативного представления идей.

Проектная деятельность способствует широкому развитию исследовательских качеств, вносит разнообразие в развитие и саморазвитие обучающегося. Она способствует активизации познавательной деятельности, развивает креативность и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств, которые, развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение выбирать из различных источников необходимый материал, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность или метод проектирования является новым, научно обоснованным методом учебно-воспитательной работы, в которой обучающийся является организатором, мотиватором, исполнителем и координатором своей образовательной деятельности, что отвечает требованиям концепции модернизации динамически развивающегося современного образования.


Список использованных источников


1. А. А. Косярский Т. И. Дорошкевич В. Г. Даниш ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методическое пособие Казань Издательство «Бук» 2019

2.  Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. – М., 1998. – 272 с.

3.  Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. изд.  - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.

4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.