СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Организация проектной деятельности в школе.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья. Организация проектной деятельности в школе.»

«Организация проектной деятельности в школе»


Что такое проект? Проект – это вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения.
 Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность - это один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Что такое проектная деятельность школьников? Проектная деятельность школьников - это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы в виде конечного продукта.

Что такое проект для ученика? Проект для ученика - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Метод проектов является одним из наиболее важных элементов содержания образования, так как - это личностно-ориентированное образование,
индивидуальный подход, формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении, в практической деятельности, развитие познавательного интереса учащихся к исследованию, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.  

что, в конечном итоге способствует ускорению адаптации в обществе и полностью соответствует требованиям образовательных стандартов и направлен на удовлетворение потребностей, как преподавателей образовательных учреждений, обучающихся, так государства и общества в целом.

Как осуществить проектную деятельность в школе? Для вовлечения учащихся в проектную деятельность необходимо на уроках показывать применение полученных знаний в жизнедеятельности подводя их к нераскрытым проблемам, пробуждая интерес у учащихся. На основе возникшего интереса учащихся, предложить рассмотреть интересующий его вопрос в проектной деятельности. Таким образом, ученик получит дополнительный знания за рамками учебной программы, что немаловажно как эти знания можно применить на практике.

Используя технологию метода проектов в обучении мы учим учащихся:

- самостоятельному, критическому мышлению;

- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.


Типы учебных проектов


1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3. Информационные. Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4. Прикладные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

- титульный лист;

- оглавление;

- краткая аннотация;

- эпиграф;

- основная часть;

- заключение;

- список литературы.

Этапы проекта.

I. этап

1. Выбор формулировки темы. Тема должна быть актуальной, то есть иметь практическое применение и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

- тема должна быть интересна, увлекательна, соответствовать склонностям автора;

- тема должна быть оригинальной;

- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу.

2. Актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

3. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

4. Планирование задач, с помощью которых предстоит реализовать цель проекта (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

5. Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

6. Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

7. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

8. Практическая значимость – где данный проект можно реализовать, где он будет необходим

2. этап

Проведение проектной работы:

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3. этап

Оформление полученных результатов работы

На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- список литературы,

- приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор  литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

Содержание проектной работы:

- Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

- Основная часть. Она состоит из теоретической части и практической части (Главы). Теоретическая часть включает изучение различных источников литературы и интернет - ресурсов. Практическая часть может включать - анкетирование участников проекта, выбор методик исследования, описания исследования, проведение эксперимента, анализа полученных результатов и формулировки выводов по полученным результатам.

В конце каждой главы должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

- Заключение – включает краткое описание каждого раздела, выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

- Список используемой литературы. Список пишется в алфавитном порядке: список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Это важно! /Не забываем про ссылки/

Перечень возможных выходов проектной деятельности: Web-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, действующая фирма, журнал, макет, буклет, модель, путеводитель, сказка, учебное пособие, справочник …


Общепринятые стандарты оформления проектных работ


Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, слева - 3 см, справа - 1,5 см.

Нумерация страниц - со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1,5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Критерии оценивания исследовательских проектов обучающихся.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

(до 5 баллов)

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1


Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

(до 5 баллов)

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

(до 2 баллов)

Целесообразность применяемых методов

От 0 до 1

Соблюдение технологии использования методов

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы

(до 8 баллов)

выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1

есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1

Оформление работы

(до 8 баллов)

Титульный лист

0т 0 до 1

Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов

0т 0 до 1

Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений

0т 0 до 2

Информационные источники

0т 0 до 2

Форматирование текста, нумерация и параметры страниц

0т 0 до 2

Итого:


28

Критерии оценивания творческих проектов обучающихся

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

(до 5 баллов)

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1


Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

(до 5 баллов)

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Технологический процесс

(до 2 баллов)

Целесообразность применяемых техник

От 0 до 1

Соблюдение технологии использования техник

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы

(до 8 баллов)

выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1

есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1

Оформление работы

(до 8 баллов)

Титульный лист

0т 0 до 1

Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов

0т 0 до 1

Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений

0т 0 до 2

Информационные источники

0т 0 до 2

Форматирование текста, нумерация и параметры страниц

0т 0 до 2

Итого:


28


Рекомендации для руководителя проекта

Если вы руководитель проекта (учитель, курирующий проект), то вы должны:

1. создать мотивацию;

2. создать образовательную среду;

3. определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

4. организовать работу в малых группах (где это необходимо), индивидуально; 5. владеть способами организации обсуждения в группах методов исследова­ния, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т. п.;

6. консультировать (по методу убывающих подсказок);

7. уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

8. представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

  1. иметь критерии объективной оценки.

Рекомендации для исполнителя проекта.

1.       Определите тему проекта, четко сформулировать ее.

2.       Определите назначение проекта.

3.       Определите тип проекта.

4.       Определите целевую группу пользователей.

5.       Сформулировать цели и задачи проекта, рассматривая при этом цель как конечный результат проектной деятельности, а задачи как средство достижения намеченной цели.

6.       Прописать этапы реализации проекта.

7.       Определить перспективы развития проекта.

8.       Продумать форму представления информации.

9.       Определить структуру проекта.

10.   Детализировать описание определенной структуры.

11.   Определить необходимый фронт работ.

12.   Распределить обязанности среди членов группы.


«Подводные камни» проектного метода

При внедрении метода проектов в образовательную практику школы, нужно помнить, что могут на его пути возникнуть разные проблемы. Например:

- существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс;

- исследовательский проект не должен превратиться в реферат;

- не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.


Литература:

1. Горбунова, Н. В. Методика организации работы над проектом /Н. В. Горбунова,Л. В. Кочкина //Образование в современной школе, - 2000.

2. Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. //Исследовательская работа школьников, - 2003.

3. Пахомов Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, - 2004

4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность учащихся: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова.-М.:Просвещение, - 2008.