Самсонова Мария Викторовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 7 «Теремок»», г. Майкоп.
Основные виды готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению
Современное образовательное пространство ориентировано на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, как на уровне дошкольного образования, так и на уровне начального общего образования. В связи с этим, подготовке к школьному обучению уделяется достаточное внимание в детском саду. Педагог, готовящий детей к школьному обучению, строит свою деятельность на основе преемственности между уровнями обучения.
Преемственность при подготовке дошкольников к школьному обучению понимается нами как связь между имеющимися знаниями, универсальными учебными действиями и компетенциями, которые дети получат, продолжив обучение в школе. Опираясь на представления детей, педагог строит деятельность таким образом, чтобы приобретаемые компетентности были актуальны в процессе школьной жизни. Это обеспечивает возможность формировать у ребенка такие целевые установки и ориентиры, которые будут поддерживать в сознании ребенка познавательный интерес к окружающей действительности, поддерживать в ребенке инициативность, самостоятельность, ориентир на самостоятельное решение учебных задач и другое.
Остановимся на основных видах готовности к школьному обучению, которые формируются в процессе предшкольной подготовки в условиях детского сада:
- физическая готовность- достигнутый адекватный уровень физического, биологического развития и состояния здоровья;
- социальная готовность – вид готовности, при которой будущий ученик чувствует себя членом группы, принимает по отношению к себе речь, установки взрослого, направленные группе сверстников. Проектируя и реализуя работу в данном направлении, у детей развивается способность воздерживаться от собственных импульсов, прислушиваться к мнению других, принимать точку зрения других детей, участвовать в разговоре, доказывать свою точку зрения и др.
В коллективе находятся дети с разным уровнем интеллектуального, эмоционального, физического развития. Педагогу необходимо строить совместную деятельность таким образом, чтобы научить детей бесконфликтному общению, то есть, у детей формируется способность конструктивно решать конфликты и адекватно вести себя в различных, в том числе, в спорных ситуациях.
Следование установленным правилам- это еще одна составляющая социальной готовности. Это значит, что дети будут выполнять учебные действия, отдыхать на переменах, включаться в игровую деятельность в определенное время. Для неготовых к школьной жизни детей, данные действия являются сложными;
- психологическая готовность (личностная)- готовность к школьному обучению, при которой у будущего школьника формируется положительная Я- концепция, принятие роли ученика в системе «ученик - учитель», при субъект- субъектных отношениях;
-специальная готовность- готовность ребенка воспринимать информацию, участвовать в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной и др.). Формируя и развивая данный вид готовности у детей дошкольного возраста на основе преемственности, педагог применяет упражнения и задания, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий (личностных и метапредметных).
Изучив основные виды готовности детей к школьному обучению в современных образовательных условиях, необходимо отметить, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно организовывать детское пространство так, чтобы сформировались необходимые личностные качества, которые смогут справиться с эмоциональной и психологической нагрузкой.
