СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СПО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включается в диагностирование как необходимые составные части. По сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологиях. Как и много лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка, должна ли она быть индикатором качества – категорическим определением успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна осуществлять как показатель преимущества и недостатков той или иной системы обучения. Нет сегодня и устоявшегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных.

Просмотр содержимого документа
«Статья «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СПО».»

Статья «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СПО».

Нерсесян Лариса Темуровна

Преподаватель высшей категории

дисциплины СГ.02 Иностранный язык

в профессиональной деятельности

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»



Постоянная диагностика в педагогическом процессе понимается, как и привычный термин «контроль в учебном процессе» – это пояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включается в диагностирование как необходимые составные части. По сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологиях. Как и много лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка, должна ли она быть индикатором качества – категорическим определением успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна осуществлять как показатель преимущества и недостатков той или иной системы обучения. Нет сегодня и устоявшегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных.

Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, изменение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической задачей которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом о объективной интеграции о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определения не только уровня и качества обученности студента, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки, контроль содержит все оценивание (как процесс) и оценку (как результатом) проверки. В базах успеваемости оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, памятных знаков и т. п.).

Основой для оценивания успеваемости обучающегося являются результаты контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее установленный балл, показатель (например, оценочному суждению «хорошо» – балл 4). Очень важно при этом понимать, что оценка – это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Количественное значение уровня обученности получаются тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний и умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:

О = Ф / П х 100%

Где О – оценка успеваемости (обученности); Ф – фактический объем усвоенных знаний и умений; П – полный объем знаний, умения, предложенных для усвоения. Как видно показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100 % – полное усвоение информации и 0 % – полное отсутствие такового.

Для определения оценки по этому критерию необходимо научиться измерять объемы усвоенной и предложенной информации.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – основное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Только под влиянием объективного оценивания у студентов создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому, значимость оценки, разнообразие её функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности студентов и обеспечивали их выявление. В связи с этим система оценивания знаний, умений требует постоянного ее пересмотра с целью повышения диагностирующей значимости и объективности.

К важнейшим принципам контролирования успеваемости (обученности) студентов относятся объективность, систематичность, оперативность и др.

Оценка результатов обучения являются сегодня одной из составляющих учебного процесса, влияющих на качество подготовки выпускников высшей школы.

Важность оценки возросла и в связи с существенным сокращением аудиторной учебной нагрузки студентов. Все больше часов в обучении, согласно учебным планам, выделяется на самостоятельную работу, а также другую внеаудиторную работу (курсовые и контрольные работы, творческие проекты и т. п.). Поэтому, если вовремя не отслеживать подготовку студентов, особенно в межсессионный период, то не будет ее объективной картины, а соответственно, и при необходимости действенных мер по своевременной ликвидации пробелов в компетенциях студентов.

В основные задачи оценки результатов студентов входят:

  1. Мотивирование регулярной целенаправленной работы студентов на аудиторных и самостоятельных занятиях. От систематической оценки знаний и умений студентов во многом зависит интенсивность и регулярность их работы, а также прочность, выживаемость усвоенных знаний. Регулярный контроль не вызывает у студентов нервного напряжения, т.к. эта процедура проводится часто, и они к ней привыкли.

  2. Самооценка работы преподавателя. Эта работа необходима для корректирования подготовки и проведения занятий. Некоторые педагоги колледжей, получив низкие результаты контроля, склонны винить в этом только студентов. Однако результаты учебного процесса во многом зависят и от самого преподавателя, от качества его работы. Правильно организованная оценка усвоения знаний может и должна дать преподавателю четкое представление об объективных результатах его работы, о допущенных просчетах, о путях их устранения.

  3. Возможность студентов сопоставить свою подготовку с требованиями преподавателя, рабочей программы дисциплины. Студент должен выяснять ошибки, недоработки и внести, если нужно, необходимые корректировки в свое обучение.

  4. Использование контрольных действий как продолжение исполнительских. Известно, насколько важно для успешного усвоения информации повторение и контроль только что полученных знаний. Оценка может быть эффективно использована и для этого. Подготовка и процедура контроля могут способствовать развитию устной и письменной речи студентов, способности к последовательному формированию своих соображений, четкости и логичности мышления.

Для того чтобы оценка результатов обучения выступала средством повышения качества подготовки студентов, она должна соответствовать следующим основным качествам:

  • охват всех или большей части студентов контрольными операциями. При этом и методы оценки надо использовать, в основном, письменные (тестирование, контрольные задания и т.д.), которые обеспечивают оперативность получения результатов;

  • полнота охвата контрольными операциями изученного процесса учебной информации. При невыполнении этого требования преподаватель не может судить в полной мере об успешности всей своей работы;

  • эффективное использование аудиторного времени. Преподаватель должен обеспечить такую частоту контроля, при которой студент, ожидая проверки знаний и умений на каждом лабораторно-практическом занятии, будет выполнять исполнительские действия не от случая к случаю, а регулярно;

  • незначительные затраты времени на выявление результатов обучения. Преподаватель должен использовать, прежде всего, те способы оценки, которые не требуют больших затрат времени на обработку полученных материалов;

  • объективность оценки знаний и умений очень важна для мотивирования регулярной и добросовестной работы студентов. Общеизвестно, насколько субъективными бывают оценки по результатам устного экзамена, зачета. Этому способствует отсутствие четких критериев и способов оценки усвоения. На преподавателя влияют также настроение, симпатия или антипатия к студенту, умение им «подать себя» и многие другие обстоятельства;

  • надежность процедуры контроля. Надежность обеспечивается, когда, контролируя относительно небольшую часть учебной информации, предусмотренной программой, преподаватель может судить об усвоении всего её объема;

  • возможность закрепить изученную информацию и развивать речь студентов, их способности логично и последовательно излагать свои знания. Устные виды оценки позволяют выполнить основные указанные требования, но требуют большего количества времени. Письменные работы хотя и развивают письменную речь, однако студент закрепляет лишь ограниченное количество учебной информации (только та, что была у него в задании);

  • активизация мыслительной деятельности и закрепление знаний всех студентов. Хорошо, если во время устного опроса активно повторяет, закрепляет и систематизирует учебную информацию не только студент, которого спрашивают, но и остальные обучающиеся в аудитории;

  • обеспечение самостоятельности работы студента во время оценки знаний и умений. Недопустимость использования шпаргалок, учебников и других источников информации.

К основным способам оценки усвоения знаний и сформированности у них практических умений относятся:

  • устный контроль, который позволяет установить уровень знаний студентов, их прочность и осознанность;

  • письменный контроль. Он применяется, как правило, в тех случаях, когда нужно сделать «срез» знаний студентов, т.е. установить, с какими знаниями по тому, или иному вопросу подходят они к изучению данного материала, насколько эти знания пополнились после изучения учебного материала и т. д.;

  • лабораторный контроль. Он позволяет судить об умении студентов пользоваться различными контрольно-измерительными приборами и инструментами;

  • практический контроль. Позволяет судить об умении студентов применять и совершенствовать свои знания на практике, например, при изготовлении каких-то объектов труда (на технологическом практикуме), при разработке планов-конспектов урока (по МОТ) и т. д. Этот контроль позволяет увидеть сформированность практических умений и навыков.

По форме проведения контроль подразделяется на индивидуальный и фронтальный.

Основными методами оценки знаний, умений и навыков студентов сегодня являются: зачет, экзамен, коллоквиум, контрольная работа, проверка (прием) самостоятельных работ студентов (рефератов, творческих проектов, курсовых работ), машинный и без машинный программированный контроль (тестирование), практические задания, упражнения и др.

Большинство названных методов оценки не обладает достаточной объективностью, так как ответы и решения студентов каждый проверяющий признает правильными или не правильными, основываясь на своих субъективных впечатлениях, индивидуальном опыте, интуиции и т. п. Так педагог, как правило, не имеет эталона (или не применяет его), образца, правильно и последовательно выполненных действий студента, с которыми можно было бы сравнить фактически выполненные им операции и точно решить, какая доля работы сделана студентом верно. Наличие такого эталона дает возможность поручать проверку выполненных заданий лицам менее квалифицированным, чем преподаватель, а также различным машинам и устройствам, высвободить часть времени, затрачиваемого преподавателем на проведение контроля, для творческой педагогической деятельности.



Список литературы

  1. Бордовская, Н. Педагогика. Учебное пособие [Текст]. / Н. Бордовская, А. Реан. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-459-00614-8

  2. Кружиков, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]. / Г. И. Кружиков. – 2-е изд.

  3. Муравьев, Е. М. Теория и методика обучения технологии. Учебное пособие [Текст]. / Е. М. Муравьев. – Шуя: Изд-во «Веть» ГОУ ВПО « ШГПУ», 2005. – 274 с. ISBN 5-86229-092-3

  4. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов [Текст]. / Д. В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с. ISBN 5-238-00350-1









Похожие файлы