СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Педагог – наставник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт многолетней работы автора в качестве педагога-наставника.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Педагог – наставник»»

«Педагог – наставник»



Образование должно помогать людям

становиться помощниками самим себе.

И.П. Песталоцци

Основной смысл наставничества заключается в том, что человек, любящий свою профессию и достигший в ней успеха, передает знания и навыки тем, кто будет развивать ее дальше. Но, как свидетельствует многолетний опыт, в нашей стране оно не сводиться лишь к обучению мастерству и подразумевает также передачу жизненного опыта, трансляцию ценностей, пусть даже это с трудом поддается формализации.

Перед наставником ставятся непростые задачи: заинтересовать профессией, своим предметом. Ускорить процесс профессионального развития молодого учителя, помочь адаптироваться в новой команде.

К педагогу-наставнику предъявляются серьезные требования:

- компетентность и опыт работы с людьми;

- умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами, детьми, родителями (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению коллег, обучающихся и родителей).

Наставник – это человек, который заслужил доверие коллектива педагогов, учеников и родителей. Он способен организовать процесс профессионального развития молодого специалиста. Он занимается развитием и воспитанием школьника. Он оказывает помощь родителям в воспитании детей.

Наш земляк – писатель, актер, кинорежиссер В.М. Шукшин писал: «Жизнь, брат – это тоже школа, только лучше». И он прав. Невозможно сразу решить какие-то глобальные проблемы, но можно попытаться сделать хоть что-нибудь, чтобы помочь детям, коллегам, сделать их счастливее, добрее, успешнее.

В 1986 году наша семья переехала в родные Сростки. Всегда тянуло домой. И вновь – наша любимая школа, наполненная замечательными детьми. Работать начала в группе продленного дня, потом учителем начальных классов. Родители детей попросили меня стать классным руководителем второклашек. Все три года они помогали мне, а я помогала им. Класс получился отличный. Выпуск шикарный. Через четыре года мне предложили должность организатора внеклассной и внешкольной работы. В коллектив влилась быстро. И снова рядом интересные люди: Фоминых Ю.В., Гаврилина Т.В., Зубкова Г.В., Попова Е.И., Кожина Г.В., Половникова В.И., Козлова Л.А., Наумов В.А., Шевелева Л.В., Муратов Н.Е. и многие другие. Тринадцать лет проработала организатором внеклассной работы в школе. После посещения курсов в Барнаульском педагогическом институте загорелась методикой КТД (Коллективная творческая деятельность) по И.П. Иванову.

Зажгла весь коллектив и закипела работа. В коллективном творческом деле участвовали все. Каждый месячник имел свое название, девиз. Регулярно проводили общешкольное мероприятие. Каждый класс готовил что-то свое: кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то делал рекламу, кто-то театральную постановку, кто-то рисовал. Для проведения мероприятий оформляли наш спортзал, который служил нам еще и актовым залом.

Ни один ребенок (даже «трудный») не оставался в стороне. Была фишка: «трудные» участвуют в обязательном порядке. Чтобы выявить таланты, ходила по урокам и классным часам. Присматривала, кого и где из детей можно привлечь. Порой приходилось хитрить: просила учителя создать необходимую ситуацию, чтобы разглядеть каждого ребенка. Предлагала ученикам разные номера самодеятельности. Дети с удовольствием участвовали. Проводили вечера по разным предметам. Инсценировки делали даже на немецком языке. В декабре на сцене сельского дома культуры проводили елку «НЕМЕЦКАЯ ЕЛКА». Излюбленным мероприятием односельчан стали КВНы, организованные нами. На общешкольных мероприятиях, праздниках, вечерах, пионерских сборах, утренниках собиралось все село. Сценарии не повторялись. Вместе с детьми проводили смотры самодеятельности, концерты, КВНы в сельском доме культуры. Неоднократно побеждали в районных смотрах самодеятельности. Первую победу одержали с постановкой «Салон Анны Павловны» по произведениям А.С. Пушкина.

Для работы с детьми старалась привлечь интересных людей. Так появилась театральная студия «Протоки» под руководством Овчаровой Г.В. 28 детей хорошо рисовали, я помочь не могла, т.к. не являюсь профессиональным художником. Но удалось зажечь детей даже на такое творчество: вместе мы разрисовали в сказочной стилистике стены второго этажа школы. Получилось очень неплохо, рисунками восхищались несколько лет дети, учителя и гости школы. А потом удалось привлечь в школу для работы с рисующими детьми художника со специальным образованием: учителя ИЗО Казанину Е.А. В тоже время появились театр моды «Мираж» под руководством Минаевой А.Ю., танцевальный коллектив «Вираж», ритмика и аэробика под руководством Зябловой И.М., кружок гитаристов под руководством Фоминых Ю.В. Всего было 12 кружков по интересам. Более десятка спортивных секций.

Перенимать опыт школы приезжали из нашего района, края и даже из Москвы. Благодаря такой совместной работе 90 % выпускников поступали в педагогические училища, ВУЗы страны. На 80% педагогический коллектив школы состоял из наших же выпускников. За организацию воспитательной и внеклассной работы на высоком уровне была удостоена грамоты Министерства Просвещения РФ.