Статья по теме «Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над басней»
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования навыка выразительного чтения у младших школьников. Автор рассматривает процесс работы учителя над выразительным чтением детей. Особое внимание уделяется исследованию этапов и средств выразительного чтения.
Ключевые слова: младший школьник, выразительное чтение, басня, читательская грамотность, навык чтения, техника речи.
Научить младших школьников правильному, осознанному и выразительному чтению первоначальная задача начального образования средней школы. Чтение – это важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития ребенка.
Сведения, которые получает в процессе чтения человек, помогают расширять знания и дают большую возможность в жизни. Следовательно, перед нами стоит задача развития читательской грамотности, начиная с младшего школьного возраста. Кроме того, чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Умения и навыки чтения формируются как сложный комплекс от изучения букв, звуков, слогов, способов чтения «вслух» и «про себя», и обучения выразительному чтению.
Выразительное чтение – это осознанное, правильное, беглое чтение, позволяющее понимать, анализировать, применять и использовать прочитанное. Ведь через чтение школьник познает мир и самого себя.
Как видно из определения, «выразительность» имеет прямую зависимость с «сознательностью чтения», то есть «хорошо понято, может быть прочитано выразительно». Поэтому бытует мнение, что выразительность - показатель сознательности.
Перед современной школой стоит задача вырастить детей творческими, свободными, способными к самостоятельному развитию. В учебном процессе это особенно касается уроков чтения, на которых должны создаваться условия, для ученика способствующие читать и думать, читать и чувствовать, читать и рассуждать.
Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживаний. «Кроме эмоционального восприятия следует обратить внимание на техническую сторону речи. Задача учителя – научить детей хорошо владеть техникой речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), интонацией (громкость, паузы, темп, ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр) и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза)».
Для правильного проведения работы с учениками учителю необходимо знать задачи выразительного чтения, которые являются важным компонентом в становлении речи.
Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на уроках по выразительности чтения ставятся следующие задачи.
улучшение навыка чтения. Во время выполнения данной задачи внимание обращается на целесообразную работу над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.
становление читательских умений при работе с произведением. Младшие школьники учатся быстрому освоению текста посредством развития умения думать до чтения, во время чтения и после завершения чтения над произведением.
формирование первоначальных литературных знаний;
нравственное и эстетическое воспитание через чтение;
улучшение речи, мышления, воображения младших школьников.
Реализация всех этих задач должна проходить на уроках чтения. В таком случае, с помощью работы над текстом у младших школьников будет улучшаться умственная деятельность, формироваться мировоззрение и мироощущение.
Следовательно, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.
Грамотная, красивая и выразительная речь – это важные черты интеллигентного человека. «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихотворения - всё это постоянный пример для учащихся», - как пишет О.В. Кубасова.
Осн овн ыми обр азовательн ыми лин иями литер атур н ого чтен ия н азываются: обеспечен ие полн оцен н ого воспр иятия литер атур н ого пр оизведен ия, глубин ы пон иман ия учащимися текста и его литер атур н ой фор мы, фор мир ован ие позиции читателя; система р аботы н ад н авыком самостоятельн ого чтен ия; включен ие учащихся в эмоцион альн о-твор ческую деятельн ость в пр оцессе чтен ия.
С помощью р азличн ых педагогических и методических ср едств учитель должен облегчать пр оцесс обучен ия, путем подбор а учебн ого матер иала, методов и пр иемов в соответствии с возр астом, психоэмоцион альн ого состоян ия и возможн остей учен иков. Пр и выбор е методов и пр иемов и их возможн ую комбин ацию учитывается содер жан ие пр огр аммы, специфика пон ятий и пр едставлен ий, котор ые н еобходимо сфор мир овать пр и обучен ии.
Метод твор ческого чтен ия н аиболее специфичен для литер атур ы как учебн ого пр едмета. Имен н о в активизации художествен н ого воспр иятия, фор мир ован ии ср едствами искусства художествен н ых склон н остей и способн остей школьн иков заключается цель и специфика этого метода обучен ия.
Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведение иносказательного характера, содержащее мораль. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующими лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств посредством художественного слова.
Пр ежде всего, следует большое вн иман ие уделить художествен н ым паузам. Художествен н ая пауза н аходится между самой басн ей и мор алью. В н ей как бы доживается, додумывается, досматр ивается выр ажен н ое в пр едыдущих словах и зар ождается то н овое, что будет выр ажен о в последующей р ечи.
Когда басн ю читает один человек, то чтец выступает в р оли «автор а». Он н е должен , игр ать, н е пер евоплощается в пер сон ажей басн и, а цель его р ассказать о том действии описан н ой в басн е. Чтец пер едает их слова с собствен н ой оцен кой, с собствен н ым мн ен ием пр оисходящего. Н о когда басн я читается по р олям, то здесь допускаются элемен ты ар тистизма, текст пр оизн осятся от лица пер сон ажей. Оцен ка дается и смеется тот, кто н аблюдает их со стор он ы, сами же он и действуют с полн ым воплощен ием в р оль пер сон ажа.
Пр имен яемые методики, пр иемы и упр ажн ен ия н а техн ику выр азительн ого чтен ия н а осн ове изучен ия басен , можн о сказать, что дети стали лучше читать, возр осла мотивация к чтен ию, р асшир ился кр угозор .
Следовательн о, обучен ие выр азительн ому чтен ию, в н ачальн ой школе помогает детям р асшир ять возможн ости позн ан ия мир а, возможн ости пр авильн о пон имать и воспр ин имать слова и словосочетан ия. Пр имен яемые упр ажн ен ия помогают р азвитию р ечевых способн остей, звукопр оизн ошен ию и психоэмоцион альн ому р азвитию.
Список использованной литературы
Голушко Н. И. Приемы обучения чтению [Текст] / Н. И. Голушко // Начальная школа. – 2010. - № 8. - С 54
Ерошина Ю. Г. Эстетический аспект читательской деятельности младшего школьника [Текст] / Ю. Г. Ерошина // Начальная школа. – 2012. - № 11.-С 46
Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З.А. Касьянова // Начальная школа. - 2010. - № 4. С 11-14
Трегубова Н.Е. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения / Н.Е. Трегубова // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 655-657.
Учебно-методический комплекс «Перспектива» // Издательство «Просвещение». Начальная школа. – [Электронный ресурс]. URL: http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/