СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме «Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме формирования навыка выразительного чтения у младших школьников. Автор рассматривает процесс работы учителя над выразительным чтением детей. Особое внимание уделяется исследованию этапов и средств выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме «Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников»»

Статья по теме «Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над басней»

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования навыка выразительного чтения у младших школьников. Автор рассматривает процесс работы учителя над выразительным чтением детей. Особое внимание уделяется исследованию этапов и средств выразительного чтения.

Ключевые слова: младший школьник, выразительное чтение, басня, читательская грамотность, навык чтения, техника речи.

Научить младших школьников правильному, осознанному и выразительному чтению первоначальная задача начального образования средней школы. Чтение – это важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития ребенка.

Сведения, которые получает в процессе чтения человек, помогают расширять знания и дают большую возможность в жизни. Следовательно, перед нами стоит задача развития читательской грамотности, начиная с младшего школьного возраста. Кроме того, чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Умения и навыки чтения формируются как сложный комплекс от изучения букв, звуков, слогов, способов чтения «вслух» и «про себя», и обучения выразительному чтению.

Выразительное чтение – это осознанное, правильное, беглое чтение, позволяющее понимать, анализировать, применять и использовать прочитанное. Ведь через чтение школьник познает мир и самого себя.

Как видно из определения, «выразительность» имеет прямую зависимость с «сознательностью чтения», то есть «хорошо понято, может быть прочитано выразительно». Поэтому бытует мнение, что выразительность - показатель сознательности.

Перед современной школой стоит задача вырастить детей творческими, свободными, способными к самостоятельному развитию. В учебном процессе это особенно касается уроков чтения, на которых должны создаваться условия, для ученика способствующие читать и думать, читать и чувствовать, читать и рассуждать.


Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживаний. «Кроме эмоционального восприятия следует обратить внимание на техническую сторону речи. Задача учителя – научить детей хорошо владеть техникой речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), интонацией (громкость, паузы, темп, ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр) и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза)».


Для правильного проведения работы с учениками учителю необходимо знать задачи выразительного чтения, которые являются важным компонентом в становлении речи.


Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на уроках по выразительности чтения ставятся следующие задачи.

  • улучшение навыка чтения. Во время выполнения данной задачи внимание обращается на целесообразную работу над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

  • становление читательских умений при работе с произведением. Младшие школьники учатся быстрому освоению текста посредством развития умения думать до чтения, во время чтения и после завершения чтения над произведением.

  • формирование первоначальных литературных знаний;

  • нравственное и эстетическое воспитание через чтение;

  • улучшение речи, мышления, воображения младших школьников.

Реализация всех этих задач должна проходить на уроках чтения. В таком случае, с помощью работы над текстом у младших школьников будет улучшаться умственная деятельность, формироваться мировоззрение и мироощущение.


Следовательно, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

Грамотная, красивая и выразительная речь – это важные черты интеллигентного человека. «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихотворения - всё это постоянный пример для учащихся», - как пишет О.В. Кубасова.


Осн овн ыми обр азовательн ыми лин иями литер атур н ого чтен ия н азываются: обеспечен ие полн оцен н ого воспр иятия литер атур н ого пр оизведен ия, глубин ы пон иман ия учащимися текста и его литер атур н ой фор мы, фор мир ован ие позиции читателя; система р аботы н ад н авыком самостоятельн ого чтен ия; включен ие учащихся в эмоцион альн о-твор ческую деятельн ость в пр оцессе чтен ия.


С помощью р азличн ых педагогических и методических ср едств учитель должен  облегчать пр оцесс обучен ия, путем подбор а учебн ого матер иала, методов и пр иемов в соответствии с возр астом, психоэмоцион альн ого состоян ия и возможн остей учен иков. Пр и выбор е методов и пр иемов и их возможн ую комбин ацию учитывается содер жан ие пр огр аммы, специфика пон ятий и пр едставлен ий, котор ые н еобходимо сфор мир овать пр и обучен ии.

Метод твор ческого чтен ия н аиболее специфичен  для литер атур ы как учебн ого пр едмета. Имен н о в активизации художествен н ого воспр иятия, фор мир ован ии ср едствами искусства художествен н ых склон н остей и способн остей школьн иков заключается цель и специфика этого метода обучен ия.


Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведение иносказательного характера, содержащее мораль. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующими лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Изучение басен  в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств посредством художественного слова.


Пр ежде всего, следует большое вн иман ие уделить художествен н ым паузам. Художествен н ая пауза н аходится между самой басн ей и мор алью. В н ей как бы доживается, додумывается, досматр ивается выр ажен н ое в пр едыдущих словах и зар ождается то н овое, что будет выр ажен о в последующей р ечи.


Когда басн ю читает один  человек, то чтец выступает в р оли «автор а». Он  н е должен , игр ать, н е пер евоплощается в пер сон ажей басн и, а цель его р ассказать о том действии описан н ой в басн е. Чтец пер едает их слова с собствен н ой оцен кой, с собствен н ым мн ен ием пр оисходящего. Н о когда басн я читается по р олям, то здесь допускаются элемен ты ар тистизма, текст пр оизн осятся от лица пер сон ажей. Оцен ка дается и смеется тот, кто н аблюдает их со стор он ы, сами же он и действуют с полн ым воплощен ием в р оль пер сон ажа.


Пр имен яемые методики, пр иемы и упр ажн ен ия н а техн ику выр азительн ого чтен ия н а осн ове изучен ия басен , можн о сказать, что дети стали лучше читать, возр осла мотивация к чтен ию, р асшир ился кр угозор .


Следовательн о, обучен ие выр азительн ому чтен ию, в н ачальн ой школе помогает детям р асшир ять возможн ости позн ан ия мир а, возможн ости пр авильн о пон имать и воспр ин имать слова и словосочетан ия. Пр имен яемые упр ажн ен ия помогают р азвитию р ечевых способн остей, звукопр оизн ошен ию и психоэмоцион альн ому р азвитию.


Список использованной литературы

  1. Голушко Н. И. Приемы обучения чтению [Текст] / Н. И. Голушко // Начальная школа. – 2010. - № 8. - С 54

  2. Ерошина Ю. Г. Эстетический аспект читательской деятельности младшего школьника [Текст] / Ю. Г. Ерошина // Начальная школа. – 2012. - № 11.-С 46

  3. Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З.А. Касьянова // Начальная школа. - 2010. - № 4. С 11-14

  4. Трегубова Н.Е. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения / Н.Е. Трегубова // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 655-657.

  5. Учебно-методический комплекс «Перспектива» // Издательство «Просвещение». Начальная школа. – [Электронный ресурс]. URL: http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!