СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Коррекционная работа в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не секрет, что в каждом классе встречаются дети, которым необходима помощь в преодолении их затруднений в учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Коррекционная работа в начальных классах"»

« Я работаю не с трудными детьми,

а с детьми, которым, трудно».


Ни для кого не секрет, что в каждом классе встречаются дети, которым необходима помощь в преодолении их затруднений в учебной деятельности. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;

  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  • задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

  • неблагополучная семья.

Это дети с разными типами отклоняющегося развития (различают биологические и социальные причины). Для них характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, низкий уровень развития мышления.

В силу особенностей своего развития такие учащиеся требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания и контроля у них возникают серьёзные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной помощи и поддержки могут перейти в разряд неуспевающих учеников.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха, обеспечить для учащихся с отклоняющимся развитием благоприятных условий для успешного обучения и личностного роста.

Для этого необходимо коррекционную работу направить на:

  • Формирование у школьников осознанного желания к учебной деятельности, потребности к познанию;

  • Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями;

  • Развитие и активизация мыслительных операций;

  • Обучение путем рационального использования элементов личностно – ориентированной и развивающей технологий.

  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

Очень хорошо если в учебный план школы включены индивидуальные занятия для детей, которым необходима помощь в преодолении их затруднений в учебной деятельности. На таких занятиях можно использовать готовые программы коррекционно – развивающих занятий и разработок О.А.Холодовой, А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костроминой, Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова, Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В. и др., которые направлены на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогают формированию мышления.

Но если такой возможности нет можно использовать на уроках различные виды коррекционно – развивающих упражнений:

  • Мозговая гимнастика

  • Работа с пословицами, фразеолагизмами

  • Веселая переменка или гимнастика для глаз

  • Логически – поисковые задания

  • Игры направленные на развитие мышления

  • Задания по перекладыванию спичек.

  • Работа с анаграммами и шарадами. (анаграмма– это слова (имена существительные, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке, например: весна – навес, масло – Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: «верх-ушки», «вол-окно», «град-ус» т.п.)


Особый интерес у ребят вызывает «Мозговая гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз (по О.А. Холодовой).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью не только коррекционно – развивающих занятий, но и любых уроков. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.





Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики»


  • «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

  • «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

  • «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Предлагаемые упражнения корригирующей гимнастики для глаз.


  • Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

  • «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держите перед носом на расстоянии 25-30 см смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  • «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

  • «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

  • «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

  • «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используйте нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.


Данные упражнения не занимают много времени на уроке, но при этом вызывают живой интерес, формируют у школьников осознанное желание к учебной деятельности, потребности к познанию, развивают и активизируют мыслительные операции, создают у ученика ситуацию успеха.

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого, даже трудного предмета. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.



Используемая литература.

  1. Государственные образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.w3.org.


  1. Холодова О.А/ Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь /Холодова О.А., М.: РОСТкнига, 2019. — 60 с.