Т.А. Мельникова
(Ульяновск, МБОУ СШ №72, school72)
Модель сопровождения учащихся «группы риска».
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" подросток. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; политическая, неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми.
Поэтому в решении проблем подросткового возраста необходимо работать в тесном союзе с родителями, т.к. исправление недостатков только у трудных подростков невозможно без коррекции семейного воспитания. И зачастую именно в семье формируется тот асоциальный тип поведения, который ведет к появлению трудных детей. Само понятие «трудный» включает в себя огромный список недостатков в характере и поведении ребенка. И вот с таким «багажом» проблем и бед мы сталкиваемся ежегодно.Система работы с детьми «группы риска», с их семьями, взаимодействие с другими социальными структурами для решения проблем различного характера, отслеживание результатов работы - вот тот неполный перечень представленных здесь работ, которые, на наш взгляд, помогут социальному педагогу и классному руководителю проводить ту самую действенную школьную службу помощи трудным детям.
Работа классного руководителя с учащимися группы риска:
• Педагогическое сопровождение учащихся.
• Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью.
• Помощь учащемуся в учебно-познавательной деятельности.
• Обеспечение постоянной связи с семьей.
• Осуществление тесной связи с педагогами-предметниками.
• Проведение тематических классных часов и мероприятий с привлечением учащихся «группы риска».
• Активизация творческой, трудовой, спортивной и др. деятельности.
• Проведение индивидуальной работы с учащимися «группы риска».
1. Социальная карта на учащегося.
2.Заявление о постановке на внутришкольный учет.
3.Характеристика особенностей межличностного общения учащегося.
4.Характеристика на учащегося составленная учителем.
Характеристика особенностей межличностного общения учащегося
1.Какое положение занимает учащийся в коллективе?(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)
Пользуется ли авторитетом в коллективе? (у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется авторитетом)
5. Имеет ли друзей?(только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
8. Как выполняет общественные поручения?
(с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)
9. С кем чаще всего бывают конфликты?
(с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками).