СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Педагогическое общение"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое общение – это общение, способствующее решению педагогических задач. Оно является основой педагогической деятельности, поскольку без него вообще немыслим педагогический процесс, не может быть реализована любая методика. 

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Педагогическое общение"»

Педагогическое общение

Педагогическое общение – это общение, способствующее решению педагогических задач. Оно является основой педагогической деятельности, поскольку без него вообще немыслим педагогический процесс, не может быть реализована любая методика. 

Чтобы лучше понять отличие педагогического общения от общения обыкновенного, рассмотрим весьма характерный пример. 

Молодая учительница приходит работать в школу. У неё сравнительно небольшая разница в возрасте со своими учениками. Возможно, есть общие с ними интересы, которые чужды старшему поколению – остальным учителям, давно работающим с данным классом. Наконец, она новый человек в педагогическом коллективе. Всё это вызывает к ней интерес со стороны детей, делает общение с ними лёгким, непринуждённым. Кажется, что «контакт с детьми» благополучно найден. Но является ли это общение педагогическим? 

Необязательно. Содержанием общения быть могут интересные случаи из студенческой жизни молодой учительницы, обсуждение с девочками новых нарядов, а то и просто «перемывание косточек» другим учителям и отсутствующим в данный момент одноклассникам. Это просто приятельское общение, так могут общаться одноклассники или одногруппники, соседи, малознакомые и даже незнакомые лично друг с другом люди, зашедшие на веб-форум или чат. У такого общение нет конкретных целей. Как и в чате, можно в любой момент «прекратить контакт», не чувствуя по отношению к собеседнику никаких серьёзных обязательств. 

Внешнее благополучие заканчивается, как только учительница начинает что-либо требовать от учеников. Вот тут-то и выясняется, что они совершенно не воспринимают её как педагога, искренне считают себя её друзьями, а друзьям ведь не приказывают, их можно только попросить! 

Этого можно было избежать, если бы учительница с первого момента ставила конкретные педагогические задачи, сочетая доброжелательность с требовательностью, а увлекательность – с педагогической целесообразностью. 

Общение педагога с детьми становится педагогическим только при соблюдении следующих условий: 

- постановка педагогических задач; 

- определение путей и способов их решения; 

- планирование общения как процесса решения поставленных задач; 

- реализация плана общения в педагогической деятельности; 

- анализ и оценивание результатов общения. 

Таким образом, педагогическое общение представляет собой сложный процесс, в котором педагог не «просто общается», он ещё и управляет коммуникативной деятельностью (общением) детей, решая задачи их обучения и воспитания, развития их личности. 

В педагогическом общении выделяются следующие стадии или этапы (В.А. Кан-Калик): 

1) моделирование предстоящего общения (прогностический этап); 

2) организация общения (начальный этап, называемый также коммуникативной атакой); 

3) управление общением в педагогическом процессе (основной этап); 

4) анализ осуществлённого общения (аналитический этап). 

Эти стадии образуют цикл педагогического общения, при котором за 4-й стадией (анализом) вновь следует 1-я (моделирование) и т.п. На стадии моделирования происходит прогнозирование, выработка педагогом модели общения с учащимися. 

Опираясь на рекомендации В.А. Кан-Калика, технологию моделирования предстоящего педагогического общения можно представить в виде такой памятки: 

1) вспомните класс, группу, конкретных воспитанников, общение с которыми вам предстоит; 

2) вспомните предыдущий опыт вашего общения с этими детьми; выделите в нём хорошие воспоминания; старайтесь развивать в себе положительные эмоции и блокировать отрицательные; 

3) вспомните, как обычно проходит ваше общение с данным коллективом и отдельными учениками, решите, стоит ли при предстоящем общении с этими воспитанниками придерживаться обычного для вас стиля (настолько он способствует решению поставленных задач) или его следует как-то изменить; 

4) постарайтесь представить, как дети воспримут вас и содержание того, что вы будете им говорить; 

5) вспомните ваши взаимоотношения с отдельными воспитанниками, постарайтесь понять, не влияют ли на эти взаимоотношения сложившиеся у вас стереотипы, предубеждения;

6) попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения, представить себе отдельные моменты общения (что скажете или сделаете вы, и как ответят дети; кто из воспитанников и как именно может отреагировать на те или иные Ваши слова и действия и т.д.); 

7) старайтесь почувствовать уверенность, убедите себя в том, что предстоящее общение пройдёт успешно. 

Основная цель, которую требуется достичь на стадии организации общения – взять на себя инициативу в общении (поэтому этап и называется иначе «коммуникативная атака»). 

Инициатива в педагогическом общении – ключевое понятие, позволяющее представить роль педагога в общении с учащимися. Именно неумение учителя, воспитателя с первых секунд взять инициативу в свои руки является основной причиной недисциплинированности детей на уроке и во внеурочной деятельности. Владение инициативой подразумевает организацию коммуникативной деятельности воспитанников, направленной на решение выдвинутых педагогом воспитательных задач. Это не означает, что педагог обязательно должен говорить больше всех; зачастую гораздо лучше, когда в основном говорят дети, а педагог лишь направляет общение. 

Для успешной организации общения следует придерживаться правил: 

1) сразу вступайте в контакт с детьми, не оттягивайте начало общения, перекладывая вещи у себя на столе, усиленно перечитывая конспект мероприятия или занимаясь другим неинтересным для наблюдения со стороны делом; 

2) привлеките к себе внимание; для этого можно воспользоваться следующими приёмами: 
- обратитесь к детям; 
- выдержите паузу, дожидаясь тишины и внимания; 
- скажите, что предстоящая деятельность очень важна (интересна, легка, полезна, престижна и т.д.); 
- примените наглядное пособие или техническое средство;
- быстро (но аккуратно!) сделайте запись или рисунок на доске; 
- сделайте эмоционально-образное вступление; 
- поставьте перед детьми проблему. 

На стадии управления общением необходимо удерживать «завоёванную» в начале общения инициативу, развивать успех. Для этого надо… 
- не затягивать организационное начало; 
- после организации общения сразу переходить к следующему этапу, и вообще стараться не допускать промежутков неорганизованности; 
- ставить вопросы и задачи, которые способны уже в начале общения мобилизовать детей; 
- наряду с речью использовать невербальные средства общения, устанавливать зрительный контакт; 
- каждое слово, жест, движение педагога должны быть чёткими, уверенными, несуетливыми; 
- следует внимательно относиться к своему внешнему виду, выглядеть опрятно, собранно, бодро; 
- быть эмоциональным, демонстрировать детям свой интерес к ним, свою увлечённость предметом общения; 
- общаться со всей группой учащихся, никого не упуская из вида; 
- общение с коллективом учащихся обязательно должно иметь и личностный аспект – обращение не только ко всем сразу, но и к отдельным воспитанникам; 
- стараться почувствовать своё социально-психологическое единство с воспитанниками; 
- формировать у воспитанников чувство общности настроения, интересов и стремлений, дружеского единения, создавать атмосферу сотрудничества; 
- настроиться на положительное восприятие детей и демонстрируйте воспитанникам свое дружелюбие; 
- пресекать нарушения дисциплины, дезорганизующие действия, не нарушая при этом предыдущего правила; 
- стараться увидеть, на кого из детей (на их знания, опыт, интересы, коммуникабельность) уже можно опереться в общении, а кого предстоит заинтересовать, убедить, организовать, «разговорить»; 
- ставить яркие и притягательные для детей данного возраста цели, показывать интересные для них пути достижения целей; 
- избегать стереотипных негативных установок на данный класс или отдельных учеников; 
- стремиться к пониманию каждой педагогической ситуации, ситуативной внутренней настроенности детей, демонстрировать детям своё понимание их настроения, добиваться взаимопонимания; 
- не злоупотреблять запретами и негативными оценками; 
- в борьбе за инициативу в общении не игнорировать и не «давить» разумные инициативы воспитанников: замечать конструктивные идеи и помогать детям их развить. 

Стадию анализа хода и результатов педагогического общения часто называют стадией «обратной связи». Её главное назначение – диагностика и коррекция педагогического общения. При анализе… 

1. Вспомните ход общения и соотнесите его с моделью. Насколько верно вы смоделировали педагогическое общение? Какие отступления от модели были и почему? Насколько верно вы строили общение в непредусмотренных заранее ситуациях? 

2. Соотнесите поставленные задачи с полученным результатом. Насколько вам удалось решить задачи? Какие задачи остались нерешёнными и почему? 

3. Сделайте выводы. Какие ошибки вы допустили на каждой стадии, начиная с моделирования? Как их можно устранить? Какие возможности общения вы использовали недостаточно? Результаты анализа учитываются при следующем моделировании и осуществлении педагогического общения. Таким образом, последовательное осуществление цикла технологических стадий способствует совершенствованию педагогического общения: педагог развивает свой коммуникативный опыт и «подстраивается» под конкретный класс, конкретных учеников, учитывая особенности и динамику их развития.