СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НА ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ""

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассматривает, как современный педагог, обладая определенными компетенциями и подходами, оказывает влияние на многие критерии обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НА ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ""»

А. В. Полищук

ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Е.В. Гассий


Влияние современного педагога на личность ученика в учреждении дополнительного образования



Дополнительное образование играет важную роль в формировании личности ученика, предоставляя ему возможность развивать свои таланты, интересы и навыки вне рамок традиционной школьной программы. В этом контексте педагог становится ключевой фигурой, способствующей не только образовательному, но и личностному развитию обучающихся.

Целью данной исследовательской работы стало изучение влияния современного педагога дополнительного образования на обучающихся посредством реализации задач, направленных на формирование гармоничной и разносторонней личности.

Для достижения данной цели были сформированы следующие задачи:

  1. Изучить особенности влияния современного педагога дополнительного образования на обучающихся.

  2. Проанализировать ДООП естественнонаучной направленности «Мир на ладошке», а также дополнительную литературу по теме.

  3. Применить полученные посредством анализа знания в практическом опыте работы с детьми.

  4. Оценить качество проделанной работы с обучающимися ЦДТ «Прикубанский».

Каждый ребёнок наделен специфическими свойствами, отличающими его от других. Это обуславливает необходимость организации воспитательного процесса по принципу индивидуальности. Любое воспитательное воздействие на ребёнка и его восприятие связано с индивидуальными особенностями его развития. Только учёт внутренних показателей развития личности помогает организовать реально действенный процесс воспитания и обучения [1]. Индивидуальный подход даёт возможности применения особых воспитательных методик, которые соответствуют потребностям личностного развития конкретного ребёнка и, тем самым, повышают продуктивность воспитательных мероприятий. С его помощью удаётся выявить уникальность качеств каждого ребёнка и подобрать к нему особый воспитательный подход. Именно поэтому большинство образовательных программ в учреждениях дополнительного образования так или иначе направлены на индивидуальный подход к обучающимся. Педагог дополнительного образования должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы, способности и социальные потребности. Именно это позволяет грамотно спланировать эффективную образовательную и воспитательную работу, направленную на достижение наилучшего результата отдельных обучающихся [2].

Также необходимо отметить, что образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования должен быть направлен на выработку у обучающихся следующих навыков:

  • рефлексии (умения адекватно оценивать себя, свои действия и поступки);

  • изобретательности (умения делать оптимальный выбор из множества вариантов и принимать решение в пользу конкретного);

  • ответственности (умения отвечать за свои поступки и принятые решения);

  • автономности (умения принятия себя, своего «Я» и действовать в соответствии со своими убеждениями, взглядами, целями и потребностями, даже, если это расходится с мнением большинства);

  • бытийности (умения и желания искать смысл жизни, осознавать её устройство).

Педагог, который поощряет учеников задавать вопросы, анализировать информацию и выражать собственное мнение, способствует развитию способности к самостоятельному принятию обоснованных решений и ориентации в жизненных задачах.

Педагог должен активно способствовать развитию социальных навыков у обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей [5]. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.

Уже на этапе дошкольного возраста дети начинают осознавать, что «такое хорошо и что такое плохо». В течение развития дети начинают понимать, что в обществе действуют правила и нормы, регулирующие поведение окружающих. Постепенно у них развивается способность соблюдать простые правила и нормы и демонстрировать владение элементарными социальными навыками в специфических видах детской деятельности, как с помощью взрослых, так и самостоятельно [4].

В качестве социальных навыков можно рассмотреть:

  • навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

  • умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

  • умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников;

  • умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

Немаловажно упомянуть о необходимости создания условий для творческого самовыражения обучающихся в реализации программ дополнительного образования в однопрофильных и многопрофильных организациях. В центрах детского творчества и дворцах культуры организуются кружки, студии, реализующие различные виды творческой деятельности [5]. Так или иначе, педагог должен создавать условия для творческого самовыражения обучающегося, поддерживать его инициативы и помогать развивать творческие способности. Это способствует формированию уникальности личности обучающихся и помогает обогащать их внутренний мир.

Нельзя не отметить, что формирование самооценки и уверенности в себе также является одним из главных принципов обучения и воспитания. Педагог, который поддерживает и поощряет ученика, способствует формированию у него положительной самооценки. Успехи в обучении, признание достижений и конструктивная обратная связь помогают ученику развивать уверенность в своих силах. Это, в свою очередь, влияет на его личностное развитие, позволяя ему более уверенно принимать решения и справляться с трудностями.

Стоит упомянуть, что современные требования к образовательным организациям построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приёмам самоконтроля и самообучения [2]. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит детей учиться.

Для контроля изученного на каждом уроке, так и во внеурочной деятельности используются различные формы обратной связи с обучающимися. Обратная связь – это отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие, вопрос или событие. Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников. Это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует педагога о достижениях и проблемах обучающихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы обучающиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.

Значение влияния педагога на личность ученика в учреждении дополнительного образования мне удалось оценить на собственном опыте работы с детьми в ЦДТ «Прикубанский».

В используемой мной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Мир на ладошке» основным в воспитательной работе является содействие саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка, обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся по преодолению собственных проблем.

Одним из запоминающихся и любимых детьми занятий стал эксперимент по созданию искусственного снега. Выбор данного эксперимента обоснован фактом, что снег для детей – это неотъемлемая часть зимней сказки, символ волшебства и радости. Однако, к сожалению, не всегда и не везде дети могут наблюдать настоящий снегопад. Именно поэтому идея создания искусственного снега вызвала у детей огромный восторг и предвкушение. Кроме того, этот эксперимент позволил в доступной форме познакомить детей с таким сложным научным понятием, как полимеризация. На протяжении всего занятия дети внимательно слушали указания педагога по безопасному выполнению эксперимента, работали в команде, были полностью вовлечены в процесс и, благодаря этому, у них получилось выполнить поставленную задачу.

Воспитательная работа осуществляется мной как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Следует отметить, что в течение всего года велась работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. Постепенно этого удается достигнуть посредством индивидуального подхода к каждому ребенку, высокой организации учебного процесса, создания комфортной атмосферы взаимопомощи, творчества и содружества, а также системы морального стимулирования.

В заключение следует отметить, что влияние современного педагога на личность ученика в учреждении дополнительного образования является многогранным и многоаспектным процессом, что и было подтверждено в данной исследовательской работе. Цель исследовательской работы выполнена, задачи реализованы в полном объеме.

Современный педагог, обладая знаниями, умениями и навыками, способен не только транслировать их, но и выступать в роли наставника и соавтора в развитии обучающегося, используя методы индивидуального подхода, эффективной обратной связи, а также развития творческих и социальных навыков.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2017.

2. Круглова, Т. А. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000.

5. Щетинский, В. А. Дополнительное образование детей как фактор развития личности // Педагогика. - 2006. - № 7.





Приложение 1