А. В. Полищук
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Е.В. Гассий
Влияние современного педагога на личность ученика в учреждении дополнительного образования
Дополнительное образование играет важную роль в формировании личности ученика, предоставляя ему возможность развивать свои таланты, интересы и навыки вне рамок традиционной школьной программы. В этом контексте педагог становится ключевой фигурой, способствующей не только образовательному, но и личностному развитию обучающихся.
Целью данной исследовательской работы стало изучение влияния современного педагога дополнительного образования на обучающихся посредством реализации задач, направленных на формирование гармоничной и разносторонней личности.
Для достижения данной цели были сформированы следующие задачи:
Изучить особенности влияния современного педагога дополнительного образования на обучающихся.
Проанализировать ДООП естественнонаучной направленности «Мир на ладошке», а также дополнительную литературу по теме.
Применить полученные посредством анализа знания в практическом опыте работы с детьми.
Оценить качество проделанной работы с обучающимися ЦДТ «Прикубанский».
Каждый ребёнок наделен специфическими свойствами, отличающими его от других. Это обуславливает необходимость организации воспитательного процесса по принципу индивидуальности. Любое воспитательное воздействие на ребёнка и его восприятие связано с индивидуальными особенностями его развития. Только учёт внутренних показателей развития личности помогает организовать реально действенный процесс воспитания и обучения [1]. Индивидуальный подход даёт возможности применения особых воспитательных методик, которые соответствуют потребностям личностного развития конкретного ребёнка и, тем самым, повышают продуктивность воспитательных мероприятий. С его помощью удаётся выявить уникальность качеств каждого ребёнка и подобрать к нему особый воспитательный подход. Именно поэтому большинство образовательных программ в учреждениях дополнительного образования так или иначе направлены на индивидуальный подход к обучающимся. Педагог дополнительного образования должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы, способности и социальные потребности. Именно это позволяет грамотно спланировать эффективную образовательную и воспитательную работу, направленную на достижение наилучшего результата отдельных обучающихся [2].
Также необходимо отметить, что образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования должен быть направлен на выработку у обучающихся следующих навыков:
рефлексии (умения адекватно оценивать себя, свои действия и поступки);
изобретательности (умения делать оптимальный выбор из множества вариантов и принимать решение в пользу конкретного);
ответственности (умения отвечать за свои поступки и принятые решения);
автономности (умения принятия себя, своего «Я» и действовать в соответствии со своими убеждениями, взглядами, целями и потребностями, даже, если это расходится с мнением большинства);
бытийности (умения и желания искать смысл жизни, осознавать её устройство).
Педагог, который поощряет учеников задавать вопросы, анализировать информацию и выражать собственное мнение, способствует развитию способности к самостоятельному принятию обоснованных решений и ориентации в жизненных задачах.
Педагог должен активно способствовать развитию социальных навыков у обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей [5]. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.
Уже на этапе дошкольного возраста дети начинают осознавать, что «такое хорошо и что такое плохо». В течение развития дети начинают понимать, что в обществе действуют правила и нормы, регулирующие поведение окружающих. Постепенно у них развивается способность соблюдать простые правила и нормы и демонстрировать владение элементарными социальными навыками в специфических видах детской деятельности, как с помощью взрослых, так и самостоятельно [4].
В качестве социальных навыков можно рассмотреть:
навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников;
умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
Немаловажно упомянуть о необходимости создания условий для творческого самовыражения обучающихся в реализации программ дополнительного образования в однопрофильных и многопрофильных организациях. В центрах детского творчества и дворцах культуры организуются кружки, студии, реализующие различные виды творческой деятельности [5]. Так или иначе, педагог должен создавать условия для творческого самовыражения обучающегося, поддерживать его инициативы и помогать развивать творческие способности. Это способствует формированию уникальности личности обучающихся и помогает обогащать их внутренний мир.
Нельзя не отметить, что формирование самооценки и уверенности в себе также является одним из главных принципов обучения и воспитания. Педагог, который поддерживает и поощряет ученика, способствует формированию у него положительной самооценки. Успехи в обучении, признание достижений и конструктивная обратная связь помогают ученику развивать уверенность в своих силах. Это, в свою очередь, влияет на его личностное развитие, позволяя ему более уверенно принимать решения и справляться с трудностями.
Стоит упомянуть, что современные требования к образовательным организациям построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приёмам самоконтроля и самообучения [2]. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит детей учиться.
Для контроля изученного на каждом уроке, так и во внеурочной деятельности используются различные формы обратной связи с обучающимися. Обратная связь – это отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие, вопрос или событие. Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников. Это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует педагога о достижениях и проблемах обучающихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы обучающиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
Значение влияния педагога на личность ученика в учреждении дополнительного образования мне удалось оценить на собственном опыте работы с детьми в ЦДТ «Прикубанский».
В используемой мной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Мир на ладошке» основным в воспитательной работе является содействие саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка, обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся по преодолению собственных проблем.
Одним из запоминающихся и любимых детьми занятий стал эксперимент по созданию искусственного снега. Выбор данного эксперимента обоснован фактом, что снег для детей – это неотъемлемая часть зимней сказки, символ волшебства и радости. Однако, к сожалению, не всегда и не везде дети могут наблюдать настоящий снегопад. Именно поэтому идея создания искусственного снега вызвала у детей огромный восторг и предвкушение. Кроме того, этот эксперимент позволил в доступной форме познакомить детей с таким сложным научным понятием, как полимеризация. На протяжении всего занятия дети внимательно слушали указания педагога по безопасному выполнению эксперимента, работали в команде, были полностью вовлечены в процесс и, благодаря этому, у них получилось выполнить поставленную задачу.
Воспитательная работа осуществляется мной как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Следует отметить, что в течение всего года велась работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. Постепенно этого удается достигнуть посредством индивидуального подхода к каждому ребенку, высокой организации учебного процесса, создания комфортной атмосферы взаимопомощи, творчества и содружества, а также системы морального стимулирования.
В заключение следует отметить, что влияние современного педагога на личность ученика в учреждении дополнительного образования является многогранным и многоаспектным процессом, что и было подтверждено в данной исследовательской работе. Цель исследовательской работы выполнена, задачи реализованы в полном объеме.
Современный педагог, обладая знаниями, умениями и навыками, способен не только транслировать их, но и выступать в роли наставника и соавтора в развитии обучающегося, используя методы индивидуального подхода, эффективной обратной связи, а также развития творческих и социальных навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2017.
2. Круглова, Т. А. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000.
5. Щетинский, В. А. Дополнительное образование детей как фактор развития личности // Педагогика. - 2006. - № 7.
Приложение 1