Тема выступления на психолого-педагогическом практикуме: Основные типы мировоззрения (повседневное, религиозное, философское, научное).
Существует множество толкований термина мировоззрение. В книге «Философия: Энциклопедический словарь» мировоззрение определяется как: «…система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением».
Для меня мировоззрение – это интеграция суждений и знаний человека о мире в некую систему, которая меняется в зависимости от приобретенного жизненного опыта.
С точки зрения исторического процесса выделяют четыре ведущих типа мировоззрения:
У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, несомненно, просто нет человека. Жизненно-практический уровень или обыденное мировоззрение - это стихийно складывающийся тип мировоззрения у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя несистематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение опирается на здравый смысл и разнообразный житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Синонимами обыденного мировоззрения выступают понятия: "житейское", "повседневное", "практическое", "ненаучное". Именно потому, что долгое время обыденное мировоззрение повседневности не признавалось в качестве реально действующего феномена, а иногда и просто отрицалось, исследования его велись крайне вяло. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально "работающим" сознанием. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям его носители. Отсюда широта диапазона "жизненной философии" - от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков. Основной смысл такого мировоззрения состоит в переходе от неосмысленного бытия к осмысленному, в нахождении той степени разумности, которая освещает жизнь и мир жизнеутверждающим светом. Обыденное мировоззрение в точном смысле этого слова охватывает необходимые всем и всегда, массовые и вечные отношения человека к действительности: природе, самому себе и окружающим людям. А именно: нужнейшие навыки самообслуживания и взаимопомощи; базовые приемы ручного, физического труда, необходимые для ведения домашнего хозяйства и обустройства жилища; утвердившиеся формы каждодневного общения с использованием естественного языка и невербальных знаковых систем (мимики, жестов и др.); сложившиеся традиции половой любви, продолжения рода и домашнего воспитания потомства; варианты отдыха и игровых забав; празднования разных знаменательных дат и чествования святынь; умения ориентироваться на местности; посильное врачевание недугов; защиту при опасности, а также многие другие слагаемые нашего поведения в житейских ситуациях. Следовательно, это мировоззрение называют «стихийным» или «обыденным» потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизни, общения, связей. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителей силу и здоровье – это скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, учёба, непосредственный контакт с окружающей средой – все это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы, поговорки («Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не хлебом единым жив человек», «Любишь кататься, люби и саночки возить»), мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. Идеи, выраженные в такого рода мудрых высказываниях и крылатых выражениях, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всегда осознаваемую, часть. Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека. Однако обыденному мировоззрению присущи существенные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях и в значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. В нем нередки внутренние противоречия, предрассудки. Обыденно-житейское мировоззрение в целом не способно критически разобраться во внутренней сущности сложных, разнообразных и противоречивых отношений «человек - окружающий мир». Не будет открытием заявить о том, что большинство людей несвободно в выборе мировоззрения. Они абсолютно зависимы от господствующих в социуме идеологий. Так, в обществе с атеистической идеологией значительная часть его членов становится атеистами, в обществе же, исповедующем религиозные принципы, большинство людей — верующие. Обыденное мировоззрение есть прежде всего результат воздействия семьи и той социальной среды, в которую человек включен в детские и подростковые годы жизни.
Обыденное мировоззрение является совокупностью социальных стереотипов своего времени. В наибольшей степени его можно соотнести с понятием «здравого смысла». Главной чертой обыденного мировоззрения является его несамостоятельность. Человек — носитель обыденного мировоззрения — находится под влиянием массы людей. И это влияние сопровождает его всю жизнь, проникая в глубины бессознательного. Большинство социальных атомов подчиняет себе один из них — вплоть до потери персональности. Второй чертой обыденного мировоззрения есть его некритический характер. Обладатель обыденного мировоззрения всегда принимает на веру все исходящее из значимой для него социальной среды.
Третья особенность состоит в том, что обыденное мировоззрение не является творческим и не обладает способностью к саморазвитию. Это приводит к его бессистемности, делая хаосом из постоянно меняющихся и часто несогласующихся целей и установок. Может показаться, что обыденное мировоззрение создается не личностью, а массой, совокупными усилиями всей социальной среды, живущей в определенных экономических и культурных условиях. Однако это лишь отчасти так. В социальной среде действительно шлифуются мировоззренческие принципы, но они приходят в нее извне и являются результатом персональных усилий. Здесь уместна такая аналогия: море как некая достаточно активная среда шлифует гальку, но сами камешки не производятся морем.
Идеи, принципы и ценности приходят в социальную среду из сфер религии и идеологии, а обе эти сферы в своих истоках всегда личностно окрашены. И если религия на сегодняшний день свободно и естественно излучает в социальную среду свои идеи, позволяя сделать выбор совести, то идеология (как правило, сфера религиозных представлений, суженная под влиянием воли к власти личности и социального слоя) «давит» на среду, сознательно стремясь внедрить определенную систему идей в массовое сознание для того, чтобы манипулировать им. Другое дело, что религиозное и идеологическое тесно сплетаются в обыденном мировоззрении. Идеологическое становится религиозным, а религиозное — идеологическим. Можно ли освободиться от этого и избежать обезличивающих стереотипов мышления и жизни? Да, если человек стремится развить личностное мировоззрение. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Религиозное мировоззрение связано с верой в высшие силы. Это форма общественного сознания, согласно которой мир является порождением высшего понадприродного создателя – Бога. В религии сконцентрирован огромный духовный опыт человечества. Неизвестность будущего, бесконечность Вселенной, собственная беззащитность перед лицом старости и смерти заставляют многих людей обращаться к религии и там находить ответы на вопросы о смысле жизни. Религия дает возможность почувствовать себя под опекой мудрой и могучей силы, вера в Бога усмиряет страхи и тревоги человека. Так было в древности, так происходит и сейчас. На первый план выдвигается психологическая установка — вера в Бога, в возможность человека прожить богочеловеческую жизнь, достичь божественных ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана с верой, с молитвой, с рядом культовых обрядов. Таким образом, одной из существенных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышления человека. Наиболее распространенными «мировыми», «наднациональными» религиями явились буддизм (VI —V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Главная черта всех религий — вера в сверхъестественное, сверхприродное. Понимание культурных основ разных религий важно для гармоничного развития личности, ведь многие праздники и произведения искусства, музыка и литература пронизаны религиозными символами, знание этих символов обогащает эстетическое переживание и дарит глубокие эмоции даже нерелигиозному человеку. В этом наблюдается сильная сторона религиозного мировоззрения. Религиозное мировоззрение в теоретической форме, выступая как общественная идеология, состоит из: а) теологии; б) теологических концепций политики, экономики, права, искусства, нравственности и т. д.; в) религиозной философии. Учение о Боге, о сверхъестественной силе представляет собой системообразующий, субординирующий и упорядочивающий центр религиозной идеологии. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), то есть на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, то есть на уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: «Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть». Религиозное мировоззрение различает естественное и противоестественное, имеет ограничения. Но всё непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос. Вера в эту внешнюю сверх силу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. Появляется система моральных заповедей. Мировоззрение, включающее такие общечеловеческие ценности, как благочестие, святость, сострадание, милосердие, «не убий», «не укради», подразумевает зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков. Религиозное мировоззрение часто переосмысливается таким образом, что создается возможность использовать его для иллюзорного выражения чаяний народных масс, для утешения, для восполнения духовной компенсации действительности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;
2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом);
3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова);
4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
Религиозное мировоззрение разделяет мир на духовное и телесное, земное бытие и сверхъестественное. Религия основана на вере, не нуждающейся в научных доказательствах, она дает людям надежду на то, что недоступно им в повседневной жизни. Для верующего человека доказательством существования сверхъестественного являются какие-либо мистические переживания. Религиозное мировоззрение претендует на непосредственное отражение мира, минуя данные конкретных наук. Источником своих взглядов на мир оно считает откровения бога. В этом отказе от связи с конкретными науками одна из причин того, что религиозное мировоззрение представляет собой извращенное отражение действительности. Источником своих взглядов на мир религия провозглашает откровения Бога. Но как показывает анализ этих откровений, в них нашли свое отражение примитивные представления людей далекого прошлого. Религиозные положения, раз возникнув, обретают святость и благодаря этому становятся неприкосновенными, поскольку религия претендует только на абсолютную истину. И то, что однажды было выдано за "божественную" истину, должно оставаться незыблемым, чтобы не подорвать религиозного учения о непогрешимости и абсолютной мудрости бога.
Любое религиозное мировоззрение противоречиво по своему существу. Противоречия могут быть как внутренними, присущими внутренней структуре религиозного вероучения, когда одно религиозное положение противоречит другому, так и внешними, когда религиозные положения противоречат самой реальной действительности. Противоречивость религиозного мировоззрения обусловлена тем, что любое религиозное учение, по существу, создавалось не одним человеком и не в короткий срок. Оно впитывало в себя элементы других религиозных верований, часто противоречивые. В этих элементах находили отражение чрезвычайно низкий уровень развития социальной жизни, примитивизм и убогость представлений людей о мире.
Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании (а не на вере или вымысле), оно рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью. Оно имеет как бы два отправных пункта: с одной стороны, мир как все то, что существует вне и независимо от человека, а с другой стороны, самого человека, который не существует вне мира и рассматривает его как внешний мир лишь потому, что отличает его от себя в качестве независимо от него существующей действительности, сознавая вместе с тем самого себя частью этого мира, и притом особой частью, которая мыслит, переживает, сознает, что мир в отличие от нее бесконечен, вечен, неуничтожим, не воссоздается из ничего и т. д. Из этого отношения человека к миру и формируется та коренная особенность философского мировоззрения, которую можно определить как биполярность. Таким образом, философское мировоззрение - это система объективно истинного миропонимания и мироощущения, ориентированная на научные знания. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Космоцентризм— философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм- тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм— тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы.
Основные черты философского мировоззрения:
-
концептуальная обоснованность (то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами);
-
систематичность (философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов);
-
универсальность ( философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов);
-
критичность ( философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность).
В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:
1) познавательный;
2) ценностно-нормативный;
3) эмоционально-волевой;
4) практический.
Философское мировоззрение имеет свою структурную составляющую: базовую, смысловую, методическую.
1-й уровень (элементарный, базовый) предполагает совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания в обиходе.
2-й уровень (концептуальный, смысловой) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание , предполагает изучение таких вопросов как концепция создания мира, категория времени и скоротечность человеческого существования, деятельность человека и проблемы самопознания.
3-й уровень (методологический) – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.
Особенности философского мировоззрения: 1. Максимальная степень рационализации знания: в философии знание представлено не эмоционально-чувственным уровнем, а точными, логически определёнными понятиями с их объёмом и содержанием, последовательностями суждений, в которых чётко выделены средства, цели и результаты. 2. Логическая обоснованность по правилам и законам формальной логики – науки об организованном правильном мышлении. 3. Практическая направленность: в систему управления населением, – в систему образования для формирования требуемых обществу качеств мышления населения, – на формирование творческого мышления специалистов. 4. Деление на два альтернативные парадигмы, которые взаимно несовместимы по исходным основаниям (гипотезам) – материализм и идеализм. 5. Основное свойство философского мировоззрения – универсализм – всесторонность знания.
Существует много людей, которые просто своё мировоззрение, или какие-то свои высказывания называют философией, ну а себя, естественно, величают философами. Вспомним Геворкян: «Моё мировоззрение – это моё мировоззрение. И я считаю его единственно верным». Здесь хочется только повторить слова Франца Вертфоллена: «Нет, уважаемые. Право на своё мнение надо заслужить»! Потому что каждый хотя и имеет право на своё мнение, но мнение остаётся только мнением, и не становится истиной до тех пор, пока не будет доказано, что это истина.
Научное мировоззрение отражает действительность такой, какова она есть. Содержанием его является совокупность представлений о строении мира и закономерностях его развития.
Научное мировоззрение признает возможность познания окружающего мира, т. е. правильного и глубокого отражения действительности в голове человека. Без этого человек не смог бы приспособиться к условиям своей жизни, не в состоянии был бы изменять действительность в нужном для себя направлении. Истинность знаний людей об окружающем мире проверяется и подтверждается практикой. При этом истина достигается в ходе бесконечного процесса познания, когда человек все ближе и ближе подходит к полному и всестороннему отражению действительности, т. е. к абсолютной истине.
Во-первых, научное мировоззрение не отрицает того, что человек обладает и некоторыми абсолютными истинами (в частности, о том, что материя существует объективно, т. е. независимо от сознания, что материя первична, а сознание вторично, о том, что мир познаваем и т. д.). Во-вторых, несмотря на то что человек не может целиком и полностью отразить мир сразу, он познает его по частям, постепенно. Познавая истину относительную, он вместе с тем познает и истину абсолютную, так как абсолютная истина слагается из суммы истин относительных и поэтому в каждой относительной истине есть доля истины абсолютной.
Научное мировоззрение с неизбежностью опирается на объяснения действительности с позиций разума. В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке.
Давая человеку правильное представление о мире, научное мировоззрение тем самым помогает ему ориентироваться в окружающей обстановке, верно находить пути подхода к дальнейшему познанию и преобразованию действительности. Руководствуясь научным мировоззрением, люди подчиняют себе стихийные силы природы, становясь благодаря этому подлинными ее повелителями. В области социальной научное мировоззрение помогает трудящимся осознать свою роль в развитии общественной жизни, уяснить реальные пути разрушения эксплуататорского мира и построения бесклассового общества. Таким образом, научное мировоззрение - это могучее оружие в руках человека, с помощью которого он познает и преобразует мир.