СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ""Постановка цели урока" для обучающихся в педагогическом классе школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации по постановке цели урока для обучающихся в педагогическом классе.

Просмотр содержимого документа
«Статья ""Постановка цели урока" для обучающихся в педагогическом классе школы"»

Статья ««Постановка цели урока»

для обучающихся в педагогическом классе школы».

Что такое цель? Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель - это фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности. Ясность цели помогает найти в работе главное и сосредоточить на нем усилия. Основная часть всех ошибок в обучении, воспитании и управлении школой из-за нечеткого представления целей деятельности со стороны учителей.

Целеполагание – процесс формирования цели. Это – логико-конструктивная операция, которая осуществляется по алгоритму: анализ обстановки – учет соответствующих нормативных документов. Установление потребностей и интересов. Выяснение имеющихся ресурсов, сил и возможностей. Выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольшей эффект – формулировка цели. Целеполагание – сложная, ответственная, самая западающая часть работы учителя.

Триединая цель урока включает три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если цель определена неточно, или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то урок не эффективен.

Познавательный аспект урока. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, гибкость. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект урока. Самый трудный. Первая причина – учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит медленно, чем процесс его обучения и воспитания. Вторая причина в том, что учитель плохо знаком с педагогикой и психологией. Учитель сводит все к развитию мышления. Хотя этот аспект складывается из нескольких блоков. Это развитие речи, развитие мышления, сенсорной сферы (глазомер, ориентировка в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи). Развитие двигательной сферы (моторикой мелких мышц, развитие двигательной сноровки и т.д.).

Воспитывающий аспект. Развивающее обучение не может быть не воспитывающим. Если учитель в процессе обучения постоянно привлекает обучающихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создает в классе творческую обстановку, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Н.Е. Щуркова считает, что для осуществления на уроке нравственного воспитания вообще, необходимо еще преследовать цель организации воспитательного влияния на личность школьника через систему отношений, складывающихся на уроке. Это «другие люди», «Я», общество и коллектив, труд, Родина.

Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний обучающихся в ходе проведения урока.

Литература

Конаржевский Ю.А. «Анализ урока» Ц., «Педагогический поиск», М., 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!