Повышение качества образования в соответствии
с ФГОС ОВЗ.
Выполнила: Кокшарова О.Н.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения в соответствии с ФГОС ОВЗ. Это особенно важно в начальной школе.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.
В своей работе использую разнообразные приемы и методы для повышения качества обучения. Один из основных приёмов это - обучение языку по принципу формирования речевого общения Основной задачей обучения языку в начальных классах является овладение глухими диалогической речью как средством общения. Приём способствует созданию потребности в словесной речи, обучению детей общению.
Стараюсь не сообщать детям знания в готовом виде, а учу добывать в их процессе самостоятельной деятельности. Например, на уроках письма даю задание: Подбери слова во множественном числе (слайд)
ОДИН | МНОГО |
шар | |
снежинка | |
хлопушка | |
звезда | |
Выбери слова с вопросом КТО? (слайд)
Снегурочка ёлка ребята подарок Дед Мороз снежинка |
В обучении литературному чтению использую методы объяснительного и комментированного чтения, иллюстрирование содержания (подбери предложения к картинке, какая картинка лишняя?); выборочный пересказ, краткий пересказ. Применяю методику обучения чтению А.М.Кушнира. Задаю провокационные вопросы по содержанию текста с ошибками. Детям нужно ответить –ДА или –НЕТ, и найти подтверждение свого ответа в тексте. Н-р: рассказ «Наш каток». (слайд)
Вопросы:Воспитательница научила ребят кататься на лыжах? \нет
Мальчики учились танцевать на коньках? \нет
Девочки любили играть в хоккей? \нет
У ребят были соревнования, кто быстрее бегает на коньках? \да
Подтверждение ответа прошу найти в тексте. - Прочитай.
Работаем на уроках с деформированным текстом (по методике А.М. Кушнира). (слайд) Даю задание: составь предложение. Дети читают начало предложения и находят его продолжение.
Зимой на реке ребята | сделали каток. |
М альчики любили | танцевать на коньках. |
Девочки учились | разделил ребят на пары. |
В оспитательница сказала: | играть в хоккей. |
Юра был судья. Он | прибежал первый. |
Судья говорил, кто | У нас будет соревнование. |
Методика А.М. Кушнира способствует привитию навыка осмысленного чтения, и подготавливает ребят к пересказу текста. Повышается интерес к чтению. Речь детей становится более грамотной и эмоциональной.
Так же для составления пересказа даю учащимся готовый план рассказа и опорные слова в таблице. Н-р: рассказ «Что за зверь?». (слайд)
1.Погода | Выпал _____ . Деревья__, земля___, и___, _ . Всё____ . |
2.Слеы на снегу | Катя захотела__ Вдруг видит__ Катя захотела узнать ___ . |
3.Догадливая Катя | Катя принесла______ Котлетка была____ Катя положила_______ Косточку зверёк ______. Катя положила________ Утром смотрит -___ ________! |
Такая таблица плюс конструктивная картинка помогает учащимся более уверенно работать на уроках. Составление пересказов способствует развитию навыка написания изложения.
На уроках развития речи добиваюсь, чтобы каждый составил своё предложение. («Скажи по-другому») Ребята составляют предложения, и каждый записывает своё предложение в черновик. Работы учащихся отличаются, у некоторых ребят предложения более распространённые, у других простые. Слабые учащиеся работают с деформированным текстом, вставляют пропущенные слова. В ходе работы над сочинением, описанием использую специальные приемы работы, направленные на устранение аграмматизма глухих, на предупреждение ошибок в письменных работах: «Доскажи окончание», «Дополни слово».
Например:«Доскажи окончание». (слайд)
Тёпл__ солнышко
Бел___ облака
Весёл__ ручейки
Клейк__ почки
Зелён__ листочки
Перв__ цветы
Молод__ травка
Стар__ гнёзда
«Дополни слово» (слайд)
Листья (что делают?)_________
Дождь (что делает?)_________
Ветер (что делает?)__________
Осень (какая?)_________
Небо (какое?)__________
Работая над описанием картинки, интересных событий, предмета по вопросам, использую опорные таблицы. Например: «Описание каникул». (слайд)
Какие были каникулы? | Были (осенние, зимние, весенние) каникулы |
Где ты отдыхал(а)? | Я отдыхал(а) |
Что ты делал(а) дома? | Дома я … |
Как ты помогал(а) маме? | Я помогал(а) маме. Я … |
Тебе понравились каникулы? Почему? | Мне понравились каникулы, потому что |
Описание новогодней ёлки. (слайд)
Какой скоро праздник? | Скоро… |
У вас в классе есть ёлка? | У нас есть.. |
Ёлка какая? | Ёлка… |
Что висит на ёлке? | На ёлке… |
Что тут есть? | Тут есть… |
Какая игрушка тебе нравится? | Мне нравится… |
Как вы украсили ёлку? | Мы украсили ёлку … ! |
На уроках ознакомления с окружающим миром использую методы и приемы, которые способствуют развитию мыслительных операций у учащихся. Применяю проблемно-поисковые технологии.
Учимся отвечать на вопросы о свойствах и признаках явлений. Сначала задаю конкретные вопросы: «Какая сегодня погода — ясная или пасмурная?», «Какое небо — чистое или облачное?», «Как светит солнце?», «Греет ли солнце?». Затем, задаю вопросы на установление причинно-следственных связей, требующие развернутых ответов: «Почему на картинке зима?», «Почему зайца не видно в снегу?» Принесли в класс снег, а он растаял. Спрашиваю ребят: - «Почему снег растаял?». Учащиеся пытаются рассказать наблюдения из своего опыта, сделать вывод. Формируется самостоятельность обучающихся, умение добывать новые знания с минимальной помощью взрослого.
На уроках использую элементы фонетической ритмики. Работа способствует автоматизации ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждению их распада; подготавливает учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на фронтальном уроке.
Работа над речевым дыханием(слайд)
Говорить на одном выдохе:
ПА____ПО____ПУ___ПИ___ПЭ___
Папа попо пупу пипи пэпэ
Папапа попопо пупупу пипипи пэпэаэ
Вдох понедельник , вторник
Вдох понедельник , вторник, среда
Вдох понедельник , вторник ,среда, четверг
Работа над голосом (изменение высоты голоса)
Дождик песенку поёт (низк.)
Кап –кап- кап (высок.)
Только кто её поймёт? (низк.)
Кап –кап- кап (высок.)
Логическое ударение
Говорить предложение, выделяя ударом ноги, движением руки и голосом слово, на которое падает логическое ударение
Снег сегодня шел с утра.
Снег сегодня шел с утра.
Снег сегодня шел с утра.
Снег сегодня шел с утра.
Применяю аудиовизуальный курс верботонального метода. АВК способствует развитию у детей с нарушениями слуха коммуникативных способностей, необходимых для полноценного речевого взаимодействия со слышащими людьми.
Цель аудиовизуального курса: перенос изученного материала в самостоятельную речь; развитие слухового восприятия; повышение коммуникативных навыков; повышение мотивации к обучению. Применение серии картинок на уроках чтения, развития речи облегчает работу над содержанием текста и составлением пересказа. Дети работают сами, думают, а не получают готовый материал. Учащиеся быстрее и правильнее отвечают на вопросы по содержанию изучаемого материала.
Таким образом, включение в урок приёмов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, способствует повышению интереса к обучению, позволяет ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным. Учащиеся чувствуют себя более уверенно, так как понимают учебную ситуацию. Знания обучающихся более прочные и осмысленные. Это способствует повышению качества образования в соответствии с ФГОС ОВЗ.