Рыжкова Ольга Викторовна
Окончила Дагестанский Государственный Университет в 1996 году
Работаю учителем английского языка в МБОУ «Школа №15» с 1999 года.
Правовая компетентность учителя.
Развитие правового государства и формирование гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его
неотчуждаемых прав и свобод. Правовое государство представляет собой определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества в целом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и
функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.
Под правовой компетентностью понимается готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. К нормативным документам можно отнести: Конституцию Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», постановления Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные нормативные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических, правоохранительных и воспитательных органов и учреждений. Также специфическую нормативную базу деятельности современного учителя составляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные образовательные программы общеобразовательного учреждения, для работы с текстом которых необходима правовая компетентность.
Требования к правовой компетентности учителя обусловлены государственной политикой Российской Федерации, которая направлена на формирование правосознания граждан, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует становлению России как современного цивилизованного государства.
Актуальность формирования правовой компетентности учителей нацелена на реализацию программ правового обучения и воспитания с целью повышения правосознания граждан, формирования правовой культуры общества и в итоге - построения правового государства с самостоятельным гражданским обществом.
Правовое государство представляет собой определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества в целом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.
Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Такое общество формируется по мере осознания каждым его членом собственной свободы, основанной на естественных неотчуждаемых правах.
Формирование правовой компетентности педагога включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни. Правовая компетентность учителя должна формироваться последовательно в процессе повышения правосознания и правовой культуры его личности в учебно-воспитательном процессе.
Структуру правовой компетентности учителя составляют такие компетенции, как: уважительное отношение к праву и закону, способность к восприятию правовой информации, умение работать с источниками профессиональной правовой информации, в том числе при помощи компьютера; способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе развитого правосознания и правовой культуры.
Развитие правовой компетентности учителя является одной из первоочередных задач современного профессионального педагогического образования. В процессе становления правового государства правовая подготовка педагогов - одно из важнейших направлений системы высшего профессионального педагогического образования, качество которого влияет на уровень правовой культуры будущего педагога как одного из существенных условий его компетентности.
Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Показателем правовой культуры является правовая активность личности. Одной из форм проявления правовой активности можно назвать добросовестную служебную деятельность. Правовая культура личности педагога способствует выработке стиля правомерного поведения, который, в свою очередь, формируется в зависимости от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества, специфики профессиональной деятельности учителя, индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.
Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения правовых принципов, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения.
Ещё древнеримский учёный Квинтилиан писал, что учителем может быть высокообразованный человек, и только тот, кто любит, понимает, изучает детей. Он должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для учеников. Проблема нравственности и морали учителя всегда являлась неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. Учитель не только должен знать законы государства, но и следовать моральным принципам и своим примером прививать своим ученикам уважение к законодательству страны. На первом месте стоит воспитательная роль учителя, без которой невозможно обучение. В.Л.Сухомлинский считал, что «быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем... Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом». Особенную актуальность в плане правовой культуры педагога обрели его слова о том, что «... чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения... тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию».
Правовая культура педагогов должна способствовать росту правосознания, формированию гражданской позиции обучающихся.
Итак, одним из основных условий формирования должного уровня правовой культуры и правосознания общества является правовая компетентность педагогов. От ее уровня зависит повышение уровня правовых знаний педагогов, учащихся, их родителей, уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, активная и справедливая правовая позиция в сфере общественных отношений.
Учитель, обладающий правовой компетентностью, должен иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах, но и применять эти знания в практической деятельности. Он должен быть готов к целенаправленной деятельности по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов от одного поколения к другому, привитию ученикам специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.