Рекомендации по работе с текстом на индивидуальных занятиях по Р.С.В.
в начальной школе.
Составила :учитель-дефектолог
Королёва Г.А.
Последовательность работы с текстом.
1 занятие.
Первое предъявление текста на слух.
Пересказ учеником, что он услышал.
Повторное предъявление текста и пересказ учеником.
Иногда допускается и третье предъявление. (Можно слухо- зрительно).
Восприятие текста по фразам ( по порядку).Ребёнок должен точно, соблюдая данную последовательность слов, повторить фразу. Учитель может предъявлять фразу до 5 раз.
Используются такие виды работы, как: разрезной текст, серия картинок, аппликация, зарисовка, работа с макетом и др.
Чтение текста. Закрепляем технику чтения у ребёнка.
Пересказ текста ребёнком. Можно с опорой на иллюстрации.
2 занятие.
1. Фразы по лексической теме текста. (Беседа – подводка)
2. Первое предъявление текста на слух.
3. Пересказ учеником, что он услышал.
4. Повторное предъявление текста и пересказ учеником.
5. Восприятие текста по фразам ( в разбивку).
Можно перед этим чтение текста ребёнком.
Пересказ текста ребёнком без опоры на наглядность.
3 занятие.
1. Текст рассказывается ребёнком самостоятельно.
Можно с опорой на иллюстрацию, если ребёнок сильно затрудняется.
Очень слабому ученику поручить прочитать текст.
Предъявление фраз текста (в разбивку), а так же словосочетаний и
отдельных слов. Речевой материал предъявляется без определенного
порядка.
Задания по тексту и их выполнение. Словесный отчёт.
Работа по восприятию текста проводится с использованием И.С.А. на комфортном для ребёнка расстоянии.
Для восприятия на голое ухо предъявляются слова и словосочетания указанные под логотипом «Повтори».
Текст считается усвоенным, если ребёнок может точно пересказать его, отвечает на вопросы и выполняет задания, предъявленные на слух.
Не следует облегчать задачу! Если ребёнок справляется с восприятием текстов без зрительной опоры, с ним следует работать без картинок и печатного текста.
Как должна выглядеть табличка с текстом.
Каждая фраза должна быть написана с новой строки, т.к. в работе над текстом учитель последовательно открывает фразу за фразой, и та часть текста, которую ребёнок не слушал, остаётся закрытой.
Поскольку название текста может служить подсказкой, то его предлагают на слух после того, как ребёнок услышал весь текст.
Количество орфоэпических знаков в табличке определяется степенью сформированности произносительных навыков детей.
Примерные виды работ при восприятии текста детьми:
- составление аппликации;
- подбор и систематизация картинок;
- схематическая зарисовка;
- конструирование;
- театрализация ( действия с игрушками);
- работа со схемами;
- слуховой диктант;
- работа с макетом;
- работа с рассыпным текстом.
Используя иллюстрацию следует помнить, что картинка не выполнит функцию вспомогательного средства, облегчающего восприятие на слух текста, в том случае, если:
- применяется одиночная сюжетная картинка, а не серия картинок, где
события развиваются во времени;
- она перегружена действующими лицами и предметами;
- в тексте остаётся домысливаемое, непосредственно не отражённое на
иллюстрации действие ( обычно будущее или прошедшее);
- в тексте упоминаются предметы и персонажи, не представленные на
иллюстрации;
- на иллюстрации есть посторонние объекты, не упомянутые в тексте;
- лица и предметы упоминаются в тексте в порядке, отличающемся от того, в
котором они изображены на иллюстрации.