СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Приемы работы с текстом на индивидуальных занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Приемы работы с текстом на индивидуальных занятиях"»

Рекомендации по работе с текстом на индивидуальных занятиях по Р.С.В.

в начальной школе.

Составила :учитель-дефектолог

Королёва Г.А.


Последовательность работы с текстом.


1 занятие.

  1. Первое предъявление текста на слух.

  2. Пересказ учеником, что он услышал.

  3. Повторное предъявление текста и пересказ учеником.

Иногда допускается и третье предъявление. (Можно слухо- зрительно).

  1. Восприятие текста по фразам ( по порядку).Ребёнок должен точно, соблюдая данную последовательность слов, повторить фразу. Учитель может предъявлять фразу до 5 раз.

Используются такие виды работы, как: разрезной текст, серия картинок, аппликация, зарисовка, работа с макетом и др.

  1. Чтение текста. Закрепляем технику чтения у ребёнка.

  2. Пересказ текста ребёнком. Можно с опорой на иллюстрации.



2 занятие.

1. Фразы по лексической теме текста. (Беседа – подводка)

2. Первое предъявление текста на слух.

3. Пересказ учеником, что он услышал.

4. Повторное предъявление текста и пересказ учеником.

5. Восприятие текста по фразам ( в разбивку).

Можно перед этим чтение текста ребёнком.

  1. Пересказ текста ребёнком без опоры на наглядность.


3 занятие.

1. Текст рассказывается ребёнком самостоятельно.

Можно с опорой на иллюстрацию, если ребёнок сильно затрудняется.

Очень слабому ученику поручить прочитать текст.

  1. Предъявление фраз текста (в разбивку), а так же словосочетаний и

отдельных слов. Речевой материал предъявляется без определенного

порядка.

  1. Задания по тексту и их выполнение. Словесный отчёт.


Работа по восприятию текста проводится с использованием И.С.А. на комфортном для ребёнка расстоянии.

Для восприятия на голое ухо предъявляются слова и словосочетания указанные под логотипом «Повтори».

Текст считается усвоенным, если ребёнок может точно пересказать его, отвечает на вопросы и выполняет задания, предъявленные на слух.

Не следует облегчать задачу! Если ребёнок справляется с восприятием текстов без зрительной опоры, с ним следует работать без картинок и печатного текста.

Как должна выглядеть табличка с текстом.

Каждая фраза должна быть написана с новой строки, т.к. в работе над текстом учитель последовательно открывает фразу за фразой, и та часть текста, которую ребёнок не слушал, остаётся закрытой.

Поскольку название текста может служить подсказкой, то его предлагают на слух после того, как ребёнок услышал весь текст.

Количество орфоэпических знаков в табличке определяется степенью сформированности произносительных навыков детей.


Примерные виды работ при восприятии текста детьми:

- составление аппликации;

- подбор и систематизация картинок;

- схематическая зарисовка;

- конструирование;

- театрализация ( действия с игрушками);

- работа со схемами;

- слуховой диктант;

- работа с макетом;

- работа с рассыпным текстом.

Используя иллюстрацию следует помнить, что картинка не выполнит функцию вспомогательного средства, облегчающего восприятие на слух текста, в том случае, если:

- применяется одиночная сюжетная картинка, а не серия картинок, где

события развиваются во времени;

- она перегружена действующими лицами и предметами;

- в тексте остаётся домысливаемое, непосредственно не отражённое на

иллюстрации действие ( обычно будущее или прошедшее);

- в тексте упоминаются предметы и персонажи, не представленные на

иллюстрации;

- на иллюстрации есть посторонние объекты, не упомянутые в тексте;

- лица и предметы упоминаются в тексте в порядке, отличающемся от того, в

котором они изображены на иллюстрации.