Принципы, методы и средства методики раннего обучения английскому языку
Личностно-ориентированная образовательная концепция ставит в центр образовательной системы ученика и интересы его развития и нацелена на создание условий, в которых ребенок развивает свою уникальную сущность, свои природные силы. Учитывая данное положение, Гальскова Н. Д. определяет основным и системно-образующим принципом обучения английскому языку в начальной школе его (обучения) личностно-ориентированную направленность:
- на языковую личность ученика, его реальные потребности и мотивы;
- развитие способности ученика к межкультурному общению.
Следующим принципом является учет родного языка учащихся. Обращение к родному языку играет исключительно большую роль в овладении детьми как средствами общения (лексическими, грамматическими, фонетическими), так и деятельностью общения (аудирование, говорение, чтение, письмо). Так при обучении произношению важен показ общего и различного в произношении звуков. При обучении графике и орфографии необходимо уделять внимание овладение буквами, которых нет в родном языке. При обучении диалогической и монологической речи важно опираться на уже сформированные умения в родном языке: описывать, рассуждать и т. д.
Принцип дифференциации и интеграции. Процесс дифференциации на начальном этапе связан с необходимостью ознакомления детей с различными формами общения, каждая из которых имеет свои особенности.
Процесс интеграции проявляется в следующем: обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано. Все формы и виды общения взаимодействуют друг с другом; обучение английскому языку организуется с учетом взаимодействия содержания этого учебного предмета с содержанием других учебных предметов начальной школы. Данное взаимодействие происходит как по линии усвоения знаний – обогащения информацией о культуре страны изучаемого языка с учетом интересов детей и особенностей содержания указанных предметов начальной школы, так и по линии деятельности школьников и ее элементов.
Принцип индивидуализации в условиях коллективных форм обучения. Реализация этого принципа на практике предусматривает:
- подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений;
- постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его опытом, желаниями, интересами, эмоционально-чувственной сферой и т. п.;
- обучение умению работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом.
А. В Хуторской приводит принцип сознательности и активности. Согласно ему, «обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, в ее сознании, самоконтроле и самооценке».
Филатов В. М. выделяет содержательную и процессуальную (деятельностную, процессуально-деятельностную) стороны обучения английскому языку младших школьников.
Процессуальная сторона осуществляется с помощью форм и методов обучения, которые представляют собой ярко выраженный коммуникативный (формы обучения) и деятельностный (методы обучения) компоненты целостного процесса обучения.
В свою очередь Бабанский Ю. К. выделяет три большие группы методов обучения:
метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
метод контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Эти группы методов обучения приобретают ярко выраженный коммуникативный характер. Именно коммуникативный метод является в современной методике в наибольшей степени соответствующим специфике английского языка как учебного предмета.
Обращаясь к средствам обучения английскому языку на начальном этапе, помимо наиболее употребляемых и обязательных (рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя и т. д.), следует уделить внимание более специфическим.
На начальном этапе, в силу возрастных особенностей младших школьников и специфике начального обучения, особую роль играют визуальные и аудиовизуальные средства обучения. Аудиовизуальные средства в современной начальной школе представлены видеофильмами и компьютерными программами. Новые средства и технологии уверенно входят в повседневную жизнь и привлекают детей простотой их использования. Аудиоматериалы содержат задания для развития у детей фонематического слуха и умений аудирования.
Видеоматериалы представляют большие возможности для изучения языков, так как интегрируют сразу несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст. Видео также предлагает соответствующую ситуацию для высказывания детей и демонстрирует речевое и неречевое поведение говорящих.
Компьютеры используются при обучении детей лексике и грамматике, а также для работы над текстом (понимание содержания, контроль его понимания).
Но использование данных средств обучения имеют и ряд недостатков:
- дети работают технически, не прилагая умственных усилий:
- проявляется недостаток общения;
- дети достаточно много времени проводят пред компьютером и телевизором дома, поэтому могут стать пассивными зрителями.
Очевидно, что даже самые прогрессивные аудио- и визуальные материалы и технологии помогают обучению и способствуют развитию личности ребенка только в том случае, если имеют место вовлеченность ученика в процесс, его собственная работа над материалом, причем учитель в этом случае выполняет роль посредника, помощника, а не источника информации. Качественное различие между использованием новейших технологий и традиционной классной доски будет заметно только при правильном использовании учителем имеющихся в наличии материалов.