СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Принципы работы над музыкальными произведениями в младших классах".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

У начинающих учащихся, особенно в первый год обучения, представление о стадиях работы стёрто. Вся трудность состоит в самом разборе произведения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Принципы работы над музыкальными произведениями в младших классах".»

Принципы работы над музыкальными

произведениями в младших классах.


Разучивание произведения музыкально развитым и достаточно подготовленным учеником начинается с самостоятельного прочтения нотного текста и преодоления исполнительских трудностей.

Весь процесс этой работы у учащихся старших классов может быть условно разделён на такие этапы: знакомство с произведением и разбор нотного текста, тщательная проработка звуковых и технических деталей, подготовка к исполнению на эстраде.

У начинающих учащихся, особенно в первый год обучения, представление о стадиях работы стёрто. Вся трудность состоит в самом разборе произведения. Чем больше подготовлен ученик к восприятию новой музыки, чем организованнее происходит её разбор, тем быстрее и непосредственнее произведение выучивается.

Начинающий ученик должен быть поставлен в такие условия, при которых фазы изучения и исполнения произведения максимально сближены.

Из опыта известно, что как только ученик (даже средних способностей) разобрался в тексте и элементарных игровых приёмах, он старается играть наизусть. Такое стремление вырваться из оков нотного текста вполне закономерно: уже внутренне слышат музыку, ученик хочет почувствовать радость собственного исполнения.

Для практического осуществления задачи сближения фаз разучивания и исполнения произведения серьёзное значение приобретает целенаправленная работа с учащимися по ознакомлению с произведением, его разбору и усвоению, привитию элементарных навыков чтения с листа.

Формы ознакомления должны быть достаточно гибки, связаны с уровнем музыкальной восприимчивости ученика и характером изучаемой музыки. Начиная с несамостоятельного ознакомления (в первые месяцы занятий), проходя стадию постепенного включения в этот процесс, учащийся уже к концу второго класса почти самостоятельно может осваивать новое произведение.

На самом раннем этапе в процесс ознакомления входит яркое исполнение произведения педагогом. Этому исполнению предшествуют или сопутствуют доступные ученику пояснения. С течением времени педагог всё полнее раскрывает жанровые особенности музыки, выразительные стороны языка и формы произведения, и ученик всё больше включается в элементарный анализ его художественных средств и структуры.

Итак, знакомство с произведением, осуществляемое педагогом с постепенным включением в этот процесс ученика, подготавливает последнего к более осознанному разбору и изучению произведения. Причем, если ознакомление с музыкой в значительной мере производится педагогом, то в начальную стадию его изучения – разбор – всё больше вовлекается ученик. Чем систематичнее обучает педагог начинающего ученика навыкам разбора текста, тем самостоятельнее и продуктивнее ученик работает над ним в дальнейшем.

Приступая к разбору произведения, учащийся должен уяснить для себя характер основных компонентов музыкальной ткани, особенности мелодии, сопровождения, голосов, раскрыть смысл исполнительских указаний в тексте, касающихся динамики, артикуляции, темпа и т.п. Разбор партии каждой рукой в отдельности не следует затягивать, лучше как можно ранее переходить к разбору обеими руками. Ведь целью такого (пусть даже замедленного) разбора является слышание звуковой взаимосвязи разных слоёв музыкальной ткани. Для облегчения его начальной фазы временно можно допустить прочтение лишь основного в тексте – звуковысотности и метро-ритма. Постепенно в звучание отдельных эпизодов всё новыми подробностями исполнительской расшифровки текста, по сути (на ранней стадии обучения), обеспечивает готовность произведения к исполнению.

Большое внимание должно быть уделено вопросам аппликатуры. Аккуратное выполнение учащимся обозначенной в тексте аппликатуры может удовлетворить лишь на первых этапах обучения. Постепенно он должен научиться свободно ориентироваться в аппликатуре, сознавая её роль в раскрытии выразительности произведения.

Уже в разобранных произведениях ученик порой применяет «свою» аппликатуру, которая не во всём соответствует обозначению в тексте. Часто такая непосредственно найденная учеником аппликатура оказывается вполне пригодной в пианистическом и художественном отношениях. Педагог должен всегда разъяснять ученику его удачи и просчёты в этом вопросе. Так, например, закрепление аппликатурного приемы, найденного учеником при разборе в медленном темпе подвижных технических фигур, бывает рискованным. В таких случаях, испробовав на уроке варианты двух различных аппликатур (найденный учеником и предложенный педагогом) в постепенно убыстряющемся темпе, ученик наглядно убедиться в преимуществе одного из них.

Уже с первых лет занятий успешное изучение произведения, особенно на ранней его стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении нот с листа.

Учить читать с листа – значит приобщать ребёнка к музыке, развивать его музыкальное мышление.

При прочтении начинающим учеником незнакомой музыки внутреннее слышание почти отсутствует. В этом случае чтение с листа основано лишь на зрительно-двигательной связи («вижу ноты - играю»), а слуховой компонент передвинут на последнее место.

Уже с первых месяцев обучения ребёнок пробует записывать нотами самые несложные короткие попевки из знакомых ему мелодий. Такой записи предшествует слуховое выявление им звуковысотной направленности мелодического движения. Педагог напевает мелодию или проигрывает её на фортепиано. Прислушиваясь к исполненному, ученик начинает постепенно различать особенности рисунка мелодии. Сам подбор мелодий, в которых преобладает поступенное изложение, помогает ученику естественно услышать линию мелодического движения и её отдельные изгибы. Например, в таких песнях для первого класса, как «Василёк», «Латышская народная песня», «Ой, джигуне, джигуне», «Армянская детская песня», ученик, не глядя в ноты, схватывает слухом в первую очередь группы поступенных нисходящих и восходящих движений. Педагог предлагает ему записать нотами от заранее показанного первого звука отдельные короткие последовательности из этих песен. При этом он дополнительно проигрывает отрывки песен, чтобы облегчить учащемуся эту задачу, направив его внимание на сочетание поступенных движений с интервальными ходами.

Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследстсвии начинает узнавать по их графическому начертанию на нотоносце.

В дополнение к таким записям и для выработки уже зрительной ориентации в прочитываемых нотах полезно применять специальные упражнения. Ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка – одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. Для этой цели педагог предлагает ученику сперва показать карандашом целостные цепи поступенно идущих подряд нот. Так как навык чтения с листа подготавливается при прочтении нотных фигур в пределах позиции, то, кроме поступенных последовательностей, ученик должен зрительно воспринимать позиционные фигуры ломанными интервалами, гармонические фигурации и другие устойчивые повторяющиеся позиционные фигуры.

В процессе слухового и зрительного охвата комплексов прочитываемых нот включаются и соответствующие им аппликатурные приёмы. Фактура рамками позиционного изложения, позволяющего ученику быстро приспособиться к аппликатурным приёмам. Всматриваясь в позиционный мелодический рисунок, ученики «немым» прикосновением пальцев к крайним (нижней и верхней) нотам фигуры естественно устанавливает всю внутрипозиционную аппликатуру.