СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этапе адаптации ребенка в детском саду музыкальный руководитель не ставит своей целью развитие собственно музыкальных способностей дошкольника. Задачи педагога гораздо шире: создать положительный эмоциональный настрой; вовлечь дошкольников в игровое общение с педагогом и сверстниками; способствовать сплочению детского коллектива. Это относится как к детям 2-х лет, еще не умеющим разговаривать, так и к детям старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Статья ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В КОЛЛЕКТИВЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

На этапе адаптации ребенка в детском саду музыкальный руководитель не ставит своей целью развитие собственно музыкальных способностей дошкольника. Задачи педагога гораздо шире: создать положительный эмоциональный настрой; вовлечь дошкольников в игровое общение с педагогом и сверстниками; способствовать сплочению детского коллектива. Это относится как к детям 2-х лет, еще не умеющим разговаривать, так и к детям старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Как правило, до начала групповых занятий (в младшем возрасте) или введения нового ребенка в группу (в возрасте 4-6 лет) необходим этап индивидуальных занятий – погружения в музыку, знакомства с педагогом. Это особенно важно, когда мы встречаемся с ребенком замкнутым, тревожным, избегающим контактов. Следует очень внимательно отнестись именно к первым встречам, потому что от них во многом зависит успех дальнейшей работы.

Стремясь установить с ребенком контакт, помочь ему изменить свое состояние, настроить на взаимодействие с окружающими, не нужно требовать, чтобы ребенок действовал по правилам, нельзя ограничивать его позитивную активность. На этапе знакомства роль взрослого – это, прежде всего, роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком музыкальными средствами. Главным приемом в работе музыкального руководителя в этот период будет сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, созвучным настроению и характеру действий малыша. Исполняется музыка на инструменте или вокально. Такое участие взрослого является наиболее безопасным, комфортным для малыша, и дает возможность установить контакт.

Следуя за ребенком, мы стараемся понять, что радует его, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка, звучание музыкальных инструментов.

Совместная игра на музыкальных инструментах также помогает установить с ребенком более глубокие отношения. Взрослый здесь не должен стремиться к достижению музыкального результата и как-то корректировать действия ребенка (если они не носят явно разрушительного характера). Важно дать ребенку возможность выразить себя и подыграть на том или другом инструменте.

Эти способы знакомства возможны, если ребенок проявляет активность: передвигается по музыкальному залу, разглядывает все вокруг, берет в руки музыкальные инструменты и т. д., но избегает прямого контакта со взрослым. Иногда же ребенок никак не реагирует на музыку, не позволяет взрослому вмешиваться в его игру и сопротивляется всем попыткам педагога привлечь его к совместной деятельности. В этом случае, возможно, что на первых порах определенная музыка будет просто сопровождать действия малыша, создавать спокойный теплый фон. Постепенно от безразличия ребенок перейдет к некоторому заинтересованному слушанию, и со временем пустит взрослого в свой мир.

Приближаясь к этапу обучения, мы постепенно вводим в занятия игровые элементы: задаем правила игры и побуждаем ребенка следовать этим правилам. В процессе подготовки к включению ребенка в группу, необходимо использовать на занятиях «ритуал», т.е. одинаковые, повторяющиеся действия. Ритуал, избавляя ребенка от страха, открывает дорогу к овладению какими-то новыми умениями. Кроме того, ритуализация делает повторение неназойливым, что позволяет включать отработку какого- либо навыка в общее действие в качестве элемента ритуала. Постепенно выстраивается определенная структура занятия с четко фиксированным началом и завершением, и с элементами, символизирующими переход от одной игры к другой. После объединения детей в группу ритуал становится канвой занятия, которую педагог наполняет необходимым содержанием.

Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия – музыкальными приветствием и прощанием. Они заключаются в пропевании с аккомпанементом или без него слов, обращенных к ребенку или группе, и ответа на них. Приветствие, став для детей привычным, оказывается пусковым механизмом, включающим их в работу.

Пока ребенок еще не привык к ритуалу, педагог играет и поет приветствие как бы за него. Для приветствия и прощания может использоваться какой- либо инструмент (например, бубен: у него не очень резкое звучание и в то же время он достаточно четко фиксирует ритм фразы). В дальнейшем обращение к ребенку может быть более индивидуальным: с тем инструментом, который нравится ему, с теми словами, которые обрадуют или успокоят его. Ритуал приветствия помогает установить между педагогом и ребенком мягкие доверительные отношения.

Прощание – завершающий аккорд, которым подводится итог занятия. Прощаться, так же как и здороваться, можно с каждым ребенком отдельно или со всей группой. В дальнейшем, если дети достаточно освоили эти ритуалы и охотно в них участвуют, можно несколько усложнить их, добавив после слов приветствия или прощания еще какой-либо вопрос. Дети (по отдельности или вместе) отвечают на этот вопрос. Диалог постепенно расширяется.

Для перехода от одних видов деятельности к другим можно тоже использовать ритуалы. Например, перед игрой на музыкальных инструментах. Инструменты раскладываются на столе, называется каждый

инструмент, напоминается его звучание, а затем ребенок сам выбирает инструмент для игры. Или любой танец начинается с того, что дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Многих детей очень радует возможность предвосхищать события, когда, услышав знакомую мелодию, название песни или игры, они знают, что им предстоит делать то, с чем они уже неоднократно справлялись. Однако надо отметить, что когда сформировалась привычка к определенным ритуалам, некоторым детям бывает чрезвычайно трудно даже немного их изменить. Какие-либо изменения нужно вносить постепенно, как один из элементов уже достаточно знакомого действия.

Чередование видов деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, движение) позволяет выстраивать динамику занятия. Занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или на создании кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия расслаблением. Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния, в котором дети приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены, и им сегодня особенно трудно усидеть на месте (чаще всего такую картину можно наблюдать в пятницу или понедельник), лучше начинать с подвижных игр, танцев – это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.

На музыкальных занятиях обязательно используются специальные упражнения, игры и танцы, развивающие коммуникативные навыки. Как правило, каждое из них решает не одну, а несколько терапевтических и коррекционных задач. Сначала упражнения используются для выявления склонностей и способностей ребенка. Педагог старается выяснить, какая музыка и какой инструмент нравится или не нравится ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции (положительные или отрицательные) и как это проявляется; виды и степень активности, проявленной ребенком на занятии, изменение его поведения в процессе занятия. Дети с проблемами общения могут никак не проявить себя, но и отсутствие реакции на какое-либо упражнение тоже становится основанием для планирования дальнейшей работы с ребенком. Составив для себя портрет ребенка или группы, необходимо опираться на то, что ему или им больше нравится, и параллельно включать специальные упражнения или приемы, направленные на решение индивидуальных проблем данного ребенка.

Сложности в общении особенно часто наблюдаются у детей с нарушениями речевого развития. При наличии таких детей в группе, необходимо использовать игры и упражнения ориентированные на развитие речи.

Цели стимуляции речи музыкой могут быть различными:

  • снять или уменьшить произвольный контроль ребенка за своей речью (пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит);

  • увеличить общую активность ребенка, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;

  • вовлечь не говорящего ребенка в процесс пения посредством подражания поющим детям и взрослым.

Занятие должно проходить в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, – тогда они будут петь с удовольствием.

Музыкальное занятие – это не просто последовательность упражнений, это цельное драматическое действо, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Например, если в группе присутствует ребенок со страхами или нарушением общения и его надо вовлечь в общее действие, занятие начинается со спокойной, негромкой музыки. Дети слушают музыку, незаметно переходя от одного вида деятельности к другому. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в него (поют, играют на музыкальных инструментах).

Кульминационной частью занятия чаще всего становятся коммуникативные танцы – танцы, включающие комплекс определенных танцевальных движений, направленных на установление общения между детьми. В процессе коммуникативного танца дети учатся понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе и мимике - об эмоциональном настрое. Освоение средств невербального общения дает ребенку возможность успешно применять их в дальнейшей музыкальной деятельности: слушательской, исполнительской, дирижерской.

В этот момент все дети участвуют в действии, даже самые «отрешенные» оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребенок может непроизвольно и легко начать делать то, что не получалось раньше.