СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность и субъектность ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого потенциала детей средствами проектной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность и субъектность ребенка"»

«Проектная деятельность и субъектность ребенка».

Введение.

В соответствии с ФГОС образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Таким образом, интегрированный метод обучения является своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование методических проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Актуальность темы: «Проектная деятельность: развитие свободной творческой личности ребенка» в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. У него формируются активность и самостоятельность.

Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Цель работы:

Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.

В рамках данной темы выдвинуты следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по вопросам проектной деятельности дошкольников.

  2. Закладывать в дошкольном возрасте позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы; систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

  3. Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании и обучении ребенка.

Теоретические основы проектирования в ДОУ.

    1. Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, увлечения ребенка при выполнении поставленной цели.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок-взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево - игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Алгоритм разработки проекта.


Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

1.Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу.

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

2

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

4.Объединение детей в работе группы.

3

7.Практическая помощь.

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

5.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4

9.Подготовка к презентации.

10.Презентация.

6.Продукт деятельности готовят к презентации.

7.Представляют продукт деятельности.

Выделяют четыре основных вида проектной деятельности.

1. Исследовательская проектная деятельность: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее

целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему

существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения

современного знания.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и

Способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей) в сферу его интересов.

2. Нормативная проектная деятельность : дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы).

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются воспитателем, который должен четко понимать необходимости введения той или иной формы.

3. Творческая проектная деятельность: оформление результата в виде праздника, детского дизайна.

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна.

4. Ролево-игровые проекты: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Основные этапы метода проектов:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  3. К кому обратиться за помощью (взрослому).

  4. В каких источниках можно найти информацию.

  5. Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

  6. Выполнение проекта - практическая часть.

  7. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Проекты классифицируются:

А) По составу участников;

Б) по целевой установке;

В) по тематике;

Г) по срокам реализации.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

2. Практическая часть.

По определению американского педагога У.К. Кильпатрика:

«Проект есть всякое действие, совершаемого от всего сердца и с определенной целью».

Эти слова являются девизом моей профессиональной деятельности, т.к. считаю, метод проектов - есть уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно- ориентированного подхода к развитию детей.

Технология проектирования позволяет интегрировать из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике с учетом возрастных особенностей детей.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. Обеспечение социальных навыков детей.

  2. Развитие творческого мышления.

  3. Развитие познавательных способностей.

  4. Развитие коммуникативных навыков.

Для успешной реализации данного направления я составила программу. В программе определены цели, задачи, принципы, содержание.

Программа состоит из двух этапов.

Первый этап: Старший дошкольный возраст

Цель: Формирование первоначальных предпосылок исследовательской деятельности.

Задачи обучения:

1. Пробуждать интерес к предполагаемой деятельности.

2. Приобщать детей к процессу познания.

3. Формировать различные представления.

4.Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1. Формирование эмоциональной заинтересованности.

2. Знакомство с предметами и действиями с ними.

3. Развитие мышления и воображения.

4. Речевое развитие.

Формирование проектно - исследовательских умений и навыков:

1. Осознание поставленной цели.

2. Овладение различными способами решения поставленных задач.

Реализацию образовательных проектов я строю на следующих принципах:

  • системности;

  • сезонности;

  • учета возрастных особенностей;

  • интеграции;

  • -координации деятельности педагогов;

  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Сформулировала основные требования к использованию метода проектов, выделила этапы его осуществления:

  • Ставлю перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.

  • Вовлекаю детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

  • Намечаю план движения к детской цели (поддерживаю интерес детей и родителей).

  • Обсуждаю план с семьями.

  • Обращаюсь за рекомендациями к специалистам детского сада

    (творческий поиск).

  • Вместе с детьми и родителями рисуем план схему проведения проекта.

  • Собираем информацию, материал.

  • Провожу занятия, игры, наблюдения, поездки-все мероприятия основной части проекта.

  • Даю домашнее задания родителям и детям.

  • Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, поделки, рисунки, альбомы родителей и детей).

  • Организую презентацию проекта (праздник, открытые занятия, КВН); составляем книгу, альбом.

  • Подвожу итоги: выступаю на педагогическом совете, родительском собрании.


Учебно-воспитательный процесс выстраиваю на основе тесного взаимодействия воспитатель – дети – родители – педагоги, так как считаю проект – это сотрудничество воспитателей, детей, родителей.