«Проектная деятельность и субъектность ребенка».
Введение.
В соответствии с ФГОС образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Таким образом, интегрированный метод обучения является своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование методических проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Актуальность темы: «Проектная деятельность: развитие свободной творческой личности ребенка» в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. У него формируются активность и самостоятельность.
Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Цель работы:
Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.
В рамках данной темы выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать литературу по вопросам проектной деятельности дошкольников.
Закладывать в дошкольном возрасте позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы; систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании и обучении ребенка.
Теоретические основы проектирования в ДОУ.
Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, увлечения ребенка при выполнении поставленной цели.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок-взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево - игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Алгоритм разработки проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | 1.Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу. | 1.Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. |
2 | 4.Помогает в решении задачи. 5.Помогает спланировать деятельность. 6.Организует деятельность. | 4.Объединение детей в работе группы. |
3 | 7.Практическая помощь. 8.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 5.Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 | 9.Подготовка к презентации. 10.Презентация. | 6.Продукт деятельности готовят к презентации. 7.Представляют продукт деятельности. |
Выделяют четыре основных вида проектной деятельности.
1. Исследовательская проектная деятельность: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее
целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему
существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения
современного знания.
Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и
Способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей) в сферу его интересов.
2. Нормативная проектная деятельность : дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы).
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются воспитателем, который должен четко понимать необходимости введения той или иной формы.
3. Творческая проектная деятельность: оформление результата в виде праздника, детского дизайна.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна.
4. Ролево-игровые проекты: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Основные этапы метода проектов:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
К кому обратиться за помощью (взрослому).
В каких источниках можно найти информацию.
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
Выполнение проекта - практическая часть.
Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются:
А) По составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
2. Практическая часть.
По определению американского педагога У.К. Кильпатрика:
«Проект есть всякое действие, совершаемого от всего сердца и с определенной целью».
Эти слова являются девизом моей профессиональной деятельности, т.к. считаю, метод проектов - есть уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно- ориентированного подхода к развитию детей.
Технология проектирования позволяет интегрировать из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике с учетом возрастных особенностей детей.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
Обеспечение социальных навыков детей.
Развитие творческого мышления.
Развитие познавательных способностей.
Развитие коммуникативных навыков.
Для успешной реализации данного направления я составила программу. В программе определены цели, задачи, принципы, содержание.
Программа состоит из двух этапов.
Первый этап: Старший дошкольный возраст
Цель: Формирование первоначальных предпосылок исследовательской деятельности.
Задачи обучения:
1. Пробуждать интерес к предполагаемой деятельности.
2. Приобщать детей к процессу познания.
3. Формировать различные представления.
4.Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
1. Формирование эмоциональной заинтересованности.
2. Знакомство с предметами и действиями с ними.
3. Развитие мышления и воображения.
4. Речевое развитие.
Формирование проектно - исследовательских умений и навыков:
1. Осознание поставленной цели.
2. Овладение различными способами решения поставленных задач.
Реализацию образовательных проектов я строю на следующих принципах:
системности;
сезонности;
учета возрастных особенностей;
интеграции;
-координации деятельности педагогов;
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Сформулировала основные требования к использованию метода проектов, выделила этапы его осуществления:
Ставлю перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Вовлекаю детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
Намечаю план движения к детской цели (поддерживаю интерес детей и родителей).
Обсуждаю план с семьями.
Обращаюсь за рекомендациями к специалистам детского сада
(творческий поиск).
Вместе с детьми и родителями рисуем план схему проведения проекта.
Собираем информацию, материал.
Провожу занятия, игры, наблюдения, поездки-все мероприятия основной части проекта.
Даю домашнее задания родителям и детям.
Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, поделки, рисунки, альбомы родителей и детей).
Организую презентацию проекта (праздник, открытые занятия, КВН); составляем книгу, альбом.
Подвожу итоги: выступаю на педагогическом совете, родительском собрании.
Учебно-воспитательный процесс выстраиваю на основе тесного взаимодействия воспитатель – дети – родители – педагоги, так как считаю проект – это сотрудничество воспитателей, детей, родителей.